Как воспитывать мальчика после развода с его отцом?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мы с мужем разводимся из-за непонимания, оскорблений, унижений и побоев со стороны мужа. Муж будет жить в России, а я с сыном и его родственниками в Молдове. Сыну 3 года. Как воспитывать сына так чтобы его психика не страдала и он вырос настоящим мужчиной без фобий страхов и разочарований. Предыстория мы жили в Молдове, встречались, через 5 лет уехали в Россию через 8 лет расписались , ещё через год родился сын. Муж упрекал что я не работаю, только трачу. Что пособия маленькие, что сын плачет и он не высыпается. Я готовила, каждый день свежее и новое блюдо, убирала, стирала без стиральной машины, делала заготовки на зиму, штопала вещи чтобы не покупать и не тратить, вещи для сына просила б/у у сестры которая из Молдовы почтой присылала, игрушки покупали самые дешёвые и не качественные. Т. е. крутилась как могла чтобы экономить. Часто плакала вследствие чего имею диагноз гипотиреоз щитовидной железы. Потолстела, перхоть, сухая кожа плохое зрение. Муж работает при университете, всегда чистый наглаженный накормленный, но ко мне всегда с претензиями. Дошло до того что он запросто мог меня ударить на улице при людях из-за нашего непонимания (я никогда не кричала на него, я не конфликтный человек, всё ношу в себе и редко выговариваю). Мог ударить по губам когда сидим вместе за столом, говоря что пошутил, просто проверяет какая у меня реакция. С ребенком не помогает, первый раз пошел с ним гулять вдвоем когда сыну было 1, 5 года, и то потому что его мать настояла (гостила, у нас) заставлял работать по дням и ночам когда сын со свекровью находился, чтоб больше зарабатывать. Как мама его к нам приехала мои вещи из шкафа перенесли в кладовку где хлам и закатки на зиму т. к шкаф нужно было освободить. В общем сил нет. Муж перестал меня уважать после беременности. За сына переживаю. Помогите. Спасибо.
Автор вопроса: Анна Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Дарья.
Здравствуйте, Анна!
Я не понимаю, что конкретно вы имеете в виду под «настоящим мужчиной» и за что именно вы переживаете. Если вы о том, что мальчик будет расти без отца, то это вовсе не критично. Критично то, в какой атмосфере находится ребёнок. И в ситуации после развода эту атмосферу создаёте вы, Анна.
Вы спрашиваете, как воспитывать сына так чтобы его психика не страдала. Анна, вы уже позаботились о благополучии психики сына, приняв решение выйти из среды оскорблений, унижений и побоев. Это разумное решение! Но помимо физического отсутствия в деструктивной среде, если ещё и психологический контекст.
Читая про отношение вашего мужа к вам, я почувствовала обиду и злость. Анна, а что чувствуете вы?
Хотя вы не слова не написали о своих эмоциях, я предполагаю, что вы испытываете в адрес мужа что-то похожее.
И основная проблема в воспитании детей после развода – это неосознаваемый перенос негативных эмоций с бывшего супруга на ребёнка.
Причём негативные эмоции могут проявляться как явно (фразы типа «Весь в отца»), так и скрыто (невербалика и пр). И вот эти скрытые проявления от ребёнка не спрятать никак!
Он «считает» ваши чувства. И, в силу особенностей детского мышления, решит, что маме плохо именно из-за него. А это уже путь к различным неврозам. Более того, по вашему примеру он будет также всё носить в себе. Подавлять свои переживания и взращивать на их почве психосоматические расстройства и фобии.
«В случае разгерметизации салона кислородную маску нужно сначала надеть на себя, потом — на ребёнка».
Анна, самое оптимальное, что вы можете сделать в данный момент для психики сына и для своей психики - это научиться справляться со своими негативными эмоциями в адрес мужа. Ни в коем случае не подавлять их и не заглушать. А именно осознавать, проживать, утилизировать!
Это не сложно, Анна. Но для вас это может быть непривычно и даже страшно, тк вы привыкли зажимать эмоции, держать их в себе. В этом случае лучше попрактиковаться при поддержке психолога.
В формате ответа на сайте я хотела бы предложить вам одно упражнение.
Прямо сейчас, когда вы прочли мой ответ и он вызвал в вас какую-то эмоцию (позитивную или негативную – неважно) – нарисуйте то, что вы чувствуете.
Рисуйте так, как вам хочется. Экспрессивные каляки-маляки, реалистичное изображение – как угодно.
Глядя на свой рисунок, ощутите, где эта эмоция живёт в вашем теле. Как она ощущается. На что похоже это ощущение.
Если ощущения приятные, оставьте их себе. Если неприятные, вы можете утилизировать их вместе с вашим рисунком. Направьте энергию вашей эмоции на ваш рисунок и поступите с ним так, как вам хочется.
Мысленно вас поддерживаю и желаю вам всего хорошего!
С уважением, Дарья
(чтобы записаться на консультацию по скайпу, напишите мне на rodionova_di)