Дочь подросток влюбилась и вообще перестала нас слышать.

Вопрос психологу:
Добрый день. Дочке 16 лет. Неделю назад она мне сказала, что встречается с мальчиком. Я со своей стороны сделала всё, чтоб она с ним могла встречаться каждый день и гулять минимум до 9 вечера. Так как учиться она у нас без особого желания, в будни стараемся не выпускать по вечерам, пытаемся контролировать домашнее задание, так как может не сделать вообще. Сейчас уговаривают папу, говорю, что она все сделала, что уже взрослая и надо ей больше доверять. Зная о том, что я ручаюсь за неё перед папой, не в один из дней не пришла вовремя. Если говорим в 9, то приходит в 10. Если говорим в 10, приходит в 11. Причем звонит без 5 минут и просит погулять ещё час, а сама в 20-ти минутах езды от дома. Разговоры не помогают. Пыталась поговорить с ней о них, она сказала, что уже поздно, она уже влюбилась. Что она сама не хочет идти домой, намеренно опаздывает, чтоб побыть с ним подольше. Но это не вариант. Так не должно быть. Сегодня так, а через месяц позволит и на ночь не явиться Я не против их отношений, но не надо в омут с головой. Проблема в том, что она принимает всех и всё, как говориться, близко к сердцу, в смысле чересчур открыта. Сегодня ей сказала, что теперь из-за того, что она пришла на час позже, будет без проминада 3 дня. Ещё не знаю, как это получиться без лишних эмоций, но как-то надо ее придержать. Завтра начнёт спрашивать "Ну почему?", клянчить, обещать, собственно, как каждый день. У меня такой вопрос: Что делать, правильное ли я делаю, как её наказать. Как повлиять на неё? С каждым днём всё только хуже. Я растеряна. Заранее спасибо за ответ.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Ирина, здравствуйте!
Отношения родителей и детей не всегда складываются гладко. И не всегда именно так, как хотелось бы родителям, которые думают, что дети должны ходить по струнке смирно и вести себя примерно и идеально.
Ирочка, вспомните себя в таком возрасте. Как бы вам хотелось, чтобы к вам относились родители? Чего вам не хватало именно в том возрасте в отношениях с мамой? Чего было сильно много?
Не повторяете ли вы поведение вашей мамы? Не слишком ли строго вы себя ведете? Есть ли в ваших с дочкой отношениях откровенность и искренность?
Ваша дочка сейчас переживает свою первую любовь. Это ее первый опыт. Она и сама толком не знает, что и как ей делать. А в силу того, что она открытая девочка – этот процесс может проживаться ярче, эмоциональнее. И ей просто кажется, что вы ее не пониманиете.
Сейчас ваша задача стать для дочери больше подругой, чем мамой. Чтобы она могла с вами делиться самым сокровенным. Чтобы в первую очередь за советом шла к вам, а не к подружкам. И в случае какой-то непредвиденной ситуации, чтобы вы узнали об этом в первую очередь. И смогли поддержать дочку и дать ей совет исходя из вашего опыта.
Постарайтесь говорить с дочкой не из позиции старшего и родителя. А наравне. Ведь по факту – она уже взрослый человек. Не учите ее жизни, как строгая учительница, а рассказывайте и объясняйте, какие могут быть последствия тех или иных ее поступков. Можете на собственных примерах показывать, что и как бывает.
Дети зачастую даже не думают о том, что их родители тоже когда-то были детьми. Что тоже проходили и переживали первую любовь. Что тоже было много разных переживаний и непонимания со стороны их родителей.
Покажите своей дочери, что вы хорошо понимаете, что она чувствует и переживает. Тогда и она с большим пониманием будет относиться к вашим словам и будет больше прислушиваться к вашим советам. Повторюсь – не нравоучениям, а именно советам. И тогда ваши отношения будут более доверительными и искренними. И вряд ли дочке захочется сделать хоть что-то, чтобы разрушить эти отношения.
В таком возрасте детям уже кажется, что они полностью взрослые и самостоятельные. Чем больше вы будете читать ей морали и нотации, тем меньше она будет вас слышать и слушать. Поэтому, чем больше вы будете ей запрещать, тем сильнее будет ее сопротивление. Тем чаще она будет делать вроде бы как вам на зло.
Постарайтесь давать дочери право выбора. Объясняя, чем может закончиться тот или иной ее поступок. Когда есть выбор и дети понимают, что их не прессуют и не заставляют или принуждают что-то делать – тем меньше они попадают в разные неприятные ситуации. Они начинают более осознанно и ответственно относиться к своей жизни.
Обсуждайте с дочкой тему любви, отношений с мальчиками. Рассказывайте о том, как нужно вести себя девочке, что приемлемо, а что может плохо закончиться. Больше говорите о том, что нравится мальчикам и чем можно их еще больше заинтересовать. Станьте для вашей дочери подругой, с мнением которой она будет считаться, и к мнению которой будет прислушиваться.
Ирина, пока не поздно начинайте создавать доверительные и искренние отношения с дочерью. Обсуждайте ее переживания. Интересуйтесь тем, что с ней происходит и что она чувствует. Но не критикуйте и не комментируйте то, что она вам расскажет. А на собственных или чужих примерах показывайте все возможные варианты развития событий. Чтобы и дочка понимала, что может произойти.
В таком возрасте дети еще не всегда способны думать о последствиях. Они по большей части живут чувствами. Вам нужно всего лишь немного расширить картинку происходящего и ближайшего будущего для вашей дочери. А сделать это можно лишь искренними и душевными беседами.
Мудрости вам и терпения в отношениях с дочерью!