Сын-истероид издевается над матерью.

Вопрос психологу:
Сын - яркий истероид с примесью эпилептоида. Ему 14 лет. У психолога и психиатра были. Прогнозы неутешительные. Приговор - будет мстить мне всю жизнь за все свои неудачи и зависеть от меня всю жизнь. Тип характера установившийся, коррекции не поддается. Надо с ним жить в одно комнатной квартире, а это невозможно. Например, вчера во дворе нашего дома ночью, разбудив всех соседей, не выкатал меня в грязи, задрав мне юбку. Полиция - наш постоянный гость, опека брать его не хочет, мотивируя тем, что я не алкоголичка, не неадекватна, и государство не собирается выполнять мои обязанности. А бороться и доказывать уже нет сил. В полицию заявление не пишу - ведь он вернётся скоро и согласно своему характеру отомстит мне и за это. Есть ли модели поведения (не беседы, он не воспринимает ничего), которые помогут мне жить с ним в квартире параллельно, чтобы заставить относиться ко мне,как к посторонней? Есть ли приёмы, как жить рядом с асоциальным истероидом? Полиция не помогает. Нас только двое, никого больше здесь нет. Отец в другом государстве, помощи не получаем, алименты взыскать оттуда не представляется возможным. Точнее, взыскать можно, но получать я их не буду. Я воспитывалась в интеллигентной семье, имею высшее образование. Переживу, если буду работать поломойкой. Но как пережить позор - лежать вся в глине и с заданной юбкой на виду у всех, как последняя алкашка - как с этим жить? Иногда у меня появляется желание убить собственного сына. Я могу сделать многое - два года назад я приехала в Россию с зелёным паспортом и двумя детьми без денег, с одним чемоданчиком и без единого знакомого здесь. Сейчас я и мои дети граждане России, у меня есть своя квартира и работа. С этим я справилась. А как теперь справиться с сыном - не знаю. Я хочу, чтобы мы просто жили параллельно друг другу. Сил на него у меня больше нет.
Автор вопроса: Полина Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Полина.
Я впервые не могу дать каких-то конкретных рекомендаций.
Это очень сложная во всех смыслах ситуация и начинать "гнать" здесь гуманистическую пургу в виде "налаживайте отношения, идите навстречу, устанавливайте диалог и т.д." бесполезно.
Судя по всему, всё крайне обострилось и давно уже за гранью просто бытовых скандалов.
А что, простите, говорят врачи? Если, тем более, у сына почти психиатрический диагноз!
Может быть, ему нужно периодически принимать курс медикаментов? Может быть, вам с ним вместе пропить что-нибудь стабилизирующее? Потому что, как-то я догадываюсь, с Вами тоже всё не слишком радостно в плане здоровья.
Надо идти консультироваться к психиатру. Почему он так себя ведёт с точки зрения каких-то психологических аспектов - вообще не интересно! Мстит он Вам за что-то, злиться, обижается или наоборот - стремится подчинить себе и сделать полностью управляемой - не важно! Важно, что степень аффектации в моменты конфликтов сильна и поведение выходит их под контроля!
Кстати, может быть, что когда его гормональный статус более-менее стабилизируется, то и поведение поменяется. Но до этого, судя по всему, далеко и надеяться на это глупо.
Итак, первое - врачи!
Второе - органы правопорядка. На бесчинствующих подростков есть управа в виде полиции и соответствующих подразделений.
Вы понимаете, что такие меры могу сохранить жизнь и здоровье не только Вам, но и ему! Скажем, в условиях временной изоляции легче получить объективные данные о состоянии его психического здоровья, легче его обследовать, чтобы поставить точный диагноз. А лечить его надо - я уже об этом сказал. И Вас, кстати, тоже!
Несмотря ни на что, общение с полицией приводит подростка в чувство, помогает "нащупать землю под ногами".
Третье - уходите от конфликтов, избегайте их. Вы чувствуете, что он не в себе, - закрывайтесь, уходите в себя, самоизолируйтесь от него. Эта тактика работает. Ведь когда он начинает вызывающе себя вести, то у него есть потребность в том, чтобы "вызов" был принят, чтобы была реакция, обратная связь и т.д.
Так не давайте ему её!
Вернее, надо разок сделать так:
Терпеть не надо, но надо сдерживаться. И! И когда уже сил сдержаться не останется, то взять что-нибудь тяжёлое и ОДИН РАЗ ПРЕДУПРЕДИТЬ, что последует удар по морде! А ещё лучше - НЕ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ, а просто вмазать (сильно, но не по голове) чем-нибудь внушительным!
Они боятся адекватного ответа, боятся боли и боятся силы.
Но это - самая крайняя мера. И это сработает только тогда, когда Вы будете убедительны и смелы. После этого всё-равно надо вызывать врачей, полицию, чтобы его утихомирили.
Хватит ли у Вас смелости? Не знаю...
Надо думать о том, как Вам разъехаться!
Это ,наверное, самый благоприятный вариант.
Можете предложить ему сделку:
Пока ему ещё нет 16-ти и вы вынуждены жить вместе, он ведёт себя пристойно. Как только ему исполняется 16, то Вы снимаете ему комнату или квартиру (хоть что-то), и он отправляется в свободное одиночное плаванье, где никто не будет ему мешать. За квартиру будете платить Вы - он только частично, если будет работать.
Это лишь вариант, некий формат манипуляции, хитрость, может быть, обман. Но это (или нечто похожее) несколько "оттянет" ситуацию в сторону временности: мол, просто потерпеть друг друга какое-то время и всё!
Время будет идти, а Вы подумаете над другими вариантами!
Простите, Полина, но иных выходов я не вижу.
Думайте, прежде всего, о себе. О том, что никакое терпение не безгранично! И ситуация давно уже стала опасной.
Удачи! А. Журавлёв