Моя дочь 9 лет начала говорить о смерти.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток. Подскажите пожалуйста, что делать, моя дочь 9 лет начала говорить о смерти, задавать вопросы когда она умрет и все в этом роде. Мы с ней разговариваем и пытаемся объяснить, а она начинает плакать. это началось после смерти моей бабушки в 2014 году. Но было очень редко мы ее привлекали и все забывалось. Но последнее время это почти каждый день при этом дочь замыкается в себе, плохо спит ночью. Не хочет отходить от темы. Говорит, что не хочет умирать при этом плачет. Боится, что умрем мы.. Начала очень часто сорвать глазами уже месяц, мы думали в школе у кого-то переняла привычку такое бывало, что повторяла за детьми слово, короче, типа.. . Но это повторяется постоянно даже когда мы решаем ее, что бы она так не делала, она это делает непроизвольно, не замечая этого. Отношения в семье не очень, муж пьет часто и дебоширит. Жестокости в семье нет, дочь мы очень любим она у нас одна. Единственно очень строго с учебой, попуску нет. Учится она отлично. Участвует в олимпиадах, пишет стихи, участвует в конкурсах чтецов, занимает, призовые места. В этой сфере она раскованная, не стесняется, не замыкается. На тему смерти раньше вопросы поступали к вечеру, а теперь в разное время. Общалась с местным психологом, ничем не помог, сказал переходной возраст, отвлекайте мультиками и занятиями и все. Посоветуйте как поступать в такой ситуации нам очень страшно за ребенка, боимся ее оставить одну дома мало ли что. Настроение меняется мгновенно, может бегать , прыгать и тут же начать плакать и замыкаться.
Автор вопроса: Елена Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Елена, здравствуйте!
Как бы там ни было, но я настоятельно советую обратиться к детскому неврологу или психоневрологу.
Судя по Вашим описаниям симптомов, у девочки устойчивый невроз. Тем более, с внешними проявлениями тикоподобного и логоневротического характера.
Сам по себе вопрос внимания детей (разного возраста) к феномену смерти - абсолютно банальная вещь. Этот период проходят все в определённом возрасте - кто-то пораньше, кто-то попозже. Обычно это всё переживается достаточно остро или парадоксально, но всегда драматично. Детей впечатляет не сам факт (хотя и это тоже), но то, что сопутствует этому: реакция окружающих, ритуалы, стилистика, определённая эмоциональная тональность, атрибутика и символика. Это бывает действительно тяжело, неприятно и совершенно нерационально с точки зрения сознания ребёнка и его понимания смысла происходящего.
Кто-то справляется сам, достаточно бодро и быстро. Смерть становится частью жизни, в принципе, нормальным явлением: всё в этом мире когда-то рождается и когда-то умирает. Это для ребёнка становится очень неактуальной философией, которая плохо вяжется с его ощущениями. Чего там скрывать, но дети обычно как раз и не чувствуют "конечности" всего сущего - они вечно молоды, вечно полны сил и вечно живые! Да, они соглашаются! Да, они "пускают" смерть в своё сознание, но только как "историю про других", если только ребёнок не теряет кого-то из самого ближнего круга.
В подростковом возрасте всё начинает восприниматься по-другому. Но это уже другая история.
А кто-то (я продолжаю разговор) не может справиться с полученной информацией, не может "присвоить" ей нужный "коэффициент актуальности", слишком близко и слишком "на себя" воспринимает какие-то моменты.
Это бывает не просто так. Именно на фоне какие-то не очень здоровых межличностных отношений в семье, на фоне определённых идейных и педагогических тенденций, даже на фоне , скажем, творческой природы ребёнка, его темперамента может случиться вот такая "акцентуация".
У вас в семье присутствуют все неблагоприятные, предрасполагающие факторы риска.
Девочка просто не может справиться с тем, что практически контролю не подлежит - со смертью! Тут ведь редко что зависит от человека, да? Это и пугает! Пугает заданность и законченность самой конструкции "жизнь-смерть", потому что нет ответа на вопрос "а почему это так и почему это так для всех"?
И прав был Ваш психолог - учите ребёнка переключаться. И переключаться надо на эмоционально положительное! И это могут быть и мультики, и игры и всё, что угодно!
Другое дело, что мультики, игры и т.д. называются ЖИЗНЬ! Переключаться надо НА ЖИЗНЬ, причём во всех её проявлениях.
Учите ребёнка любить жизнь. Теперь, когда она знает, что такое страх смерти, можно и нужно говорить о том, как прекрасна жизнь, о том, что надо жизнь ценить, любить и быть благодарной за эту жизнь, за каждую минуту и секунду! Всё отлично, потому что я дышу, я вижу я слышу, я делаю, думаю, смеюсь, плачу ... Это значит, что я живу!!!!
Эту свою "психодраму" дочь должна доиграть и как-то её закончить, разрешить. Для этого надо с ней разговаривать. Надо слушать её. Надо уметь слышать её. Терпеливо и внимательно следить за ходом её мысли, чтобы правильно и по делу вставить своё слово. Надо задавать ей вопросы и надо больше ей доверять!
Хорошо, что в школе она отличница. Но поговорите с ней о том, что даже если она станет троечницей, то всё-равно Вы будете её любить и поддерживать! В жизни, В ЖИЗНИ (!!!) есть место всему: пятёркам, победам, двойкам, провалам... Но нам, людям, важно всегда ПРОДОЛЖАТЬ жить! И смысл жизни не в смерти. Смысл жизни - в самой жизни!
Короче, разговаривайте почаще с ребёнком, разведитесь, но сохраните ХОРОШИЕ отношения с мужем, покажите дочь неврологу и живите дальше спокойно и счастливо!
Напомните дочери, что есть церковь, есть понятие души. А душа во всех религиях бессмертна. И душа бабушки тоже... Главное - помнить! Но не плакать! Тело умерло, но душа - она здесь, рядом, с нами!
Удачи! А. Журавлёв