Дочь подросток сказала мне: Изыди!"

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Уже месяцев 8-9 не могу найти позитивного правильного общения с дочерью, которой сейчас почти 13 лет. С детства у дочери были разные возрастные капризы, но ее никогда не зашкаливало так! У нас обычная семья, со средним достатком. Рождение дочери ждали с любовью и воспитывали ее с любовью! Но я старалась не перегибать палку и была и строгой, особенно если дело касалось общечеловеческих ценностей, добра и уважения к старшим и людям вообще. Очень много ей всего объясняла, играла с ней, читала книжки, лет до 9 рассказывала сказки на ночь... И дочь росла ласковой и любящей. Радовала нас с папой приятными сюрпризами. Она очень творческая и часто делала поделки своими руками мне, мужу, бабушке с дедушкой, но самые теплые и изысканные поделки были адресованы мне. Вторая дочь родилась, когда ей было 6 лет. Я очень переживала по поводу, как суметь дарить любовь свою обеим равно и не обделить старшую. И готовила старшую к появлению сестрёнки. И мы все очень ее ждали и все было хорошо. Я продолжала играть в прятки со старшей, держа не руках младшую и читали ей книжки... И старшая с удовольствием проводила время с младшей. Конечно, были моменты, когда и не хватало времени и огрызалась я, что некогда...Но так у все уж, наверное, случается время от времени... даже мне иногда казалось , что боясь обделить вниманием старшую, я недостаточно внимания давала младшей. Примерно, когда младшей исполнилось года 3, старшая начала нередко цепляться к ней и обижать. Но я как-то старалась сглаживать эти конфликты. Вообще в дальнейшем пыталась придерживаться принципа, что в ссоре детей виноваты обе стороны и наказывала их обеих. Сажала на диван, иногда ставила в угол обеих. Но и часто, конечно, выясняла, кто виноват и просила, чтобы дети попросили прощения. Все это не считала проблемой, ведь в семье между сестрами и братьями такое может случаться. (На всякий случай уточню, что я росла в семье одна). Проблемы настоящие начались с октября прошлого года. Дочь старшая, до этого никогда не позволявшая сказать мне дерзкого слова, стала часто огрызаться. Скатилась в учебе как в общей так и в художественной школах (до этого была отличницей и почти отличницей). Уточню: я никогда не требовала ее учиться на отлично, ей самой так нравилось. Она стала откровенно хамить мне, сестренке, бабушке с дедушкой. Вообще перестала проявлять уважения ко мне, как к матери. Причину я сначала видела в интернете, в котором она стала зависать постоянно. Просматривая сайты, опасных сайтов не находила, ватсап в основном, лайки в Инстаграм на фото разных знаменитостей, одноклассников... Но всё-таки решила ограничить интернет по времени и установить фильтр сайтов для взрослых, установила программу с ограничением интернета в 5 часов в сутки. Был шквал возмущения. Постоянно просила продлить время. Уговоры и разговоры о том, что сначала надо сделать уроки, например, а интернету посвящать свободное время - не помогали. Беседы об интернет-зависимости и интернет-мусоре и т.п. тоже были бесполезны. Программа не прижилась у нее на телефоне, через месяц глюкнулась и она ее удалила. Я, конечно, хорошо наслышана о переходном возрасте и гормональных изменениях, влекущих за собой такие изменения в человеке. И пыталась вспомнить себя в 12-13 лет... Но я не была готова и не могу справиться с такой очень резкой переменой от любящей ласковой звездочки до девочки-хамки-хулиганки, которая орет постоянно, оскорбляет всячески всех, выгоняет меня, мужа, cестрёнку, бабушку с дедушкой. На днях бабушка не выдержала и ответила ей, что типа сколько можно, пока ты была в Новгороде (она ездила туда с классом на 4 дня) таких скандалов и крика не было. Дочь заявила, что нам без нее лучше будет и пригрозила, что прыгнет со второго этажа (это было в деревне) и мы ещё поплачем потом. Я даже не подумала, что она может так сделать. Дочь поднялась на второй этаж, одела куклу в свое платье и бросила ее с балкона, а потом, чтобы мы услышали, бросила стул. Я никогда не была авторитарной мамой, пыталась быть другом для дочери и она мне действительно всегда все рассказывала и спрашивала совета, была таким открытым со мной ребенком! А сейчас...закрылась и стала такой. Хотя, конечно, иногда подходит ко мне и делится музыкой, которая ей нравится, фотками и я всегда ее с интересом стараюсь слушать... А сегодня сказала "Изыди" , как-будто я сатана и не мать вовсе...а ведь только попросила ее не обижать сестрёнку и пыталась поговорить с ней... Я чувствую, будто теряю свою доченьку, не могу больше быть с ней доброй, часто ругаю ее, не бью, но ругаю часто. Ищу причину не в ней, а в себе, в муже чаще... Уточню: у меня муж любящий нас и хороший семьянин, но очень вспыльчивый и тоже любитель пооскорблять. И руку поднимал на меня в порыве злости, чаще алкогольном опьянении. И дочь меня всегда защищала. Он раньше никогда не оскорблял ее, только меня (опять -таки в порыве вспыльчивости), а потом извинялся и становился надолго нежным и любящим. Может из-за него так? Теперь, видя ее поведение, он стал ее оскорблять ... Я веду с ним разговоры, что так нельзя и ты ещё больше озлобляешь ее... Но он считает, что другого способа поставить ее на место нет. Я не знаю, что мне делать! Помогите, пожалуйста! Хочется, чтобы дочь выросла доброй и стала счастливой женщиной! Я не знаю, как правильно вести себя с дочерью и не навредить ей сейчас, но и не позволять так относиться к себе и близким.
Автор вопроса: Венера Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Венера!
Самое правильное и верное в Вашем случае - срочно обратиться к семейному психологу. Вообще к психологу, если хотите! И лучше, если это будет именно практический психолог.
Лучше всего, если вы отправитесь к нему все вместе, всей семьёй, и каждый из вас получит возможность высказать своё мнение о том, в чём именно видится проблема, что является причиной или причинами и как это решать!
Ситуация сложная, потому что уже достигнута такая степень напряжённости, что трудно найти консенсус самостоятельно.
Что я могу сказать?
Во-первых, разговаривайте с дочерью. Пытайтесь наладить с ней хоть какой-то контакт. Задавайте вопросы. Самые простые вопросы!
В чём причины происходящего? Что конкретно явилось пусковым механизмом? Что нужно сделать, чтобы она "вернулась" в семью? Чем и как ей надо помочь? Что происходит у неё в школе, в училище? Как и с кем она общается? Кто её друзья? Всё-всё-всё!!!!
ЭТО ВСЁ ВЫ ДОЛЖНЫ СПРАШИВАТЬ У НЕЁ! Не мораль читать, не лекции и нотации, а спрашивать и терпеливо ждать ответа!
У меня вообще сложилось ощущение, что Вы давите на подростка! А это делать нельзя!
Ваша дочь только-только входит в пубертатный период. Это - очередной этап развития. Каждому этапу развития соответствует ведущий вид деятельности. Дошкольный - игра. Школьный - учёба. А вот подростковый этап, подростковый период - тут свой ведущий вид деятельности. И это, Венера, ОБЩЕНИЕ! Общение! Причём, со сверстниками!
Человек таким образом формирует своё представление о том, что он из себя представляет, какой он, как он "представляет" себя окружающему миру и т.д.
В-общем, надо понять, всё ли в порядке у девочки в этом плане? Есть ли у неё среда для общения?
Вдруг, у неё просто нет друзей или времени для того, чтобы эта деятельность была реализована?
Вдруг, всё то, что есть, уже не актуально и она мучается от того, что не знает, как сформировать новую среду общения?
Может быть, ей нужны пара советов, рекомендаций, чьё-то мнение, чей-то опыт???
И не в порядке нравоучения, а в порядке рассказа, выражения своих чувств, доверительной беседы!
Может быть, ей и это не надо! А просто надо, чтобы кто-то её поддержал, подтвердил то, что она нужна, её видят, слышат, любят, с ней считаются и её УВАЖАЮТ!
И это - разговор. Это - терпение. Это - быть взрослым!
Ребёнка (а она ребёнок) необходимо включить в свою жизнь, не деля ничего пополам!
Вот, была она единственной дочкой. Но родилась сестрёнка и... И получился треугольник, в котором, как известно, третий чувствует себя лишним!!!
И , когда она начала взрослеть, стало приходить ощущение несправедливости!
Ей , вероятно, перестало хватать внимания. Или то внимание, которое ей уделялось, не носило такого характера, который был нужен. А характер этот - "я очень хочу, чтобы это было ТОЛЬКО ДЛЯ МЕНЯ!"
Вот и стала она творить Бог знает что! И ярлык Вы повесили на неё рановато и слишком жёстко - "старшая сестра"! Мне так кажется!
Короче, меняйте стиль общения с ребёнком. Больше внимания и душевности! А ещё... А ещё её надо научиться уважать, признавать в ней человека! Не дочь, сестру, ученицу и т.д., а именно человека!
Не надо требовать искренности и исповедальности. Пусть человек имеет свою личную жизнь.
Если что, то сказать Вы ей можете только вот какие слова:
Я заболеваю, я теряюсь и боюсь, когда вижу твоё раздражение, твой протест. Я очень хотела бы тебе помочь, но не знаю как. Помоги мне! Научи меня! Я постараюсь понять! И спасибо тебе, что ты со мной!
Примерно так.
Тут нет "ты". Тут есть "Я".
Действуйте! Подросток - всегда сложно и непредсказуемо. Но и подростки вырастают во взрослых людей и лучше бы, если бы они выросли в здоровых и хороших взрослых людей!
Пишите. А. Журавлёв