Как помочь ребёнку преодолеть страх светильников в бассейне?

Вопрос психологу:
Добрый день!
Сынишке сейчас 3 года и 4 месяца. Уже более трёх лет ходим с ним в детский бассейн. Сейчас он уже самостоятельно может проплывать всю длину бассейна (10 м), обожает нырять на дно за предметами. В нашем бассейне глубина небольшая (70-90 см), его рост 103 см. С целью потихоньку приучать его плавать на большей глубине (там, где ноги не достают до дна) 5 месяцев назад параллельно стали ходить в другой бассейн, где наряду с глубиной 70-90 есть и участок со 140 см. Первые несколько занятий всё было хорошо, но потом его просто "переклинило". В этой глубокой части бассейна на его стенах есть светильники (для подводной съёмки), их он панически боится, просто обхватывает меня своими ручками и ножками, и я прямо ощущаю всё напряжение его тела. При этом неважно, горят в светильниках лампы или нет. К слову, темноты он перестал бояться почти год назад. Сколько я с сыном не разговаривала, пытались вместе подплывать к светильникам, трогать их, всё без толку, страх так и не прошёл. Перестали ходить в этот бассейн, остались заниматься только в одном. Но и тут история получила продолжение. Этот бассейн освещается потолочными светильниками и естественным светом через окна с улицы, причём в ясные солнечные дни освещения с улицы вполне достаточно. Да и в пасмурную погоду, если несколько светильников не горят, то это абсолютно не критично. Пару недель назад я заметила, что сын старательно избегает плавать в углу, над которым не горит светильник. Когда всё-таки нам пришлось в этом углу позаниматься, он стал кричать, что боится этого погасшего светильника. Я обратила его внимание на то, что этот светильник не единственный, в котором не горит лампа, показав другие такие же светильники, под которыми он прекрасно плавает, ничего не боясь. Но, увы, сделала только хуже: он стал бояться всех этих мест. А поскольку расположены они в разных частях бассейна, и бассейн небольшой, толком теперь нигде и не плавает. Даже плывя на груди, стал вставать на дно и смотреть на лампы на потолке. Никакие разговоры, объяснения не действуют, страх пока побеждает. У нас аналогичные крупные светильники дома в ванной комнате и туалете, их он не боится. Подскажите, пожалуйста, как помочь ребёнку побороть этот страх?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Тесленко Наталья Николаевна.
Добрый день Ольга. Постараюсь помочь вам в этой ситуации, т.к. я в том числе и детский психолог. Скажу сразу, что я категорически против раннего плавания детей, в том числе в полной ванне, а тем более в бассейне. Так как это не естественная среда для детей, которые еще не научились должным образом ходить по земле, говорить и проявлять эмоции. Ребенок должен сначала окрепнуть и встать на ноги на суше. Раннее и грудничковое плавание было придумано и разработано для детей с отставанием развития и патологиями (ДЦП, аутизм и др.), т.к. плавание является для детей стрессовой ситуацией, а стрессовые ситуации положительно влияют на детей с нарушениями в развитии. Но для здоровых детей, у которых нет проблем в развитии стрессовые ситуации ни к чему. К сожалению сейчас раннее плавание стало коммерческим и поэтому всячески рекламируется и предлагается молодым родителям. Последствия такого плавания могут проявляться и чаще проявляется гораздо позже после начала плавания (через несколько лет). Когда маленькие дети плавают и кажется им нравится, они смеются, улыбаются, но это не значит, что они не испытывают стресс и не боятся. Они улыбаются в ответ на улыбку и радость родителей, которые их в этот момент развлекают и отвлекают. Бессознательно они понимают, что вода не их среда, ведь мы сухопутные. Физиологически рекомендуется начать обучать плаванию с 5-6 лет, когда ребенок может рукой обхватив сверху голову дотянуться до противоположного уха.
Вполне вероятно, что ваш сын нашел способ выразить и направить свой страх, накопленный во время всего периода занятий плаванием. Он нашел светильники и решил направить на них свой страх. Так же этому способствовала более большая глубина нового бассейна.
Я бы вам рекомендовала оставить занятия плаванием совсем, до того возраста, когда ребенок сам по своей инициативе скажет, что хочет плавать. Не нужно сейчас вести его в стрессовую ситуацию. У него сейчас проявляется инстинкт самосохранения и выживания. Не нужно его подавлять, ведь это важный инстинкт для любого человека для его безопасности.
Сейчас вам нужно принять страх ребенка и его эмоции. Если вы будете напролом заставлять ребенка, всячески уговаривая и отвлекая от этих светильников, плавать, то ребенок будет воспринимать и слышать от вас: мне не интересен твой страх, мне все равно, чт оты боишься, ты должен плавать, потому что я так хочу, я не принимаю твои эмоции, я не хочу тебя защищать.
Давайте сейчас в домашней обстановке сыну больше тактильного и эмоционального контакта, больше общайтесь. И сказать, если ты не боишься, мы не будем плавать, я тебя понимаю. Когда захочешь и будешь готов, скажи мне, и мы снова пойдем в бассейн.
Всего вам доброго! Желаю удачи!