Дочь 12 лет рассказала об изнасиловании, которое произошло 3 года назад.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как мне оптимальнее всего поступить. Дочь призналась, что ее изнасиловал парень 3 года назад. То есть ей было 9 лет. Я еще не все досконально знаю. Из того, что мне известно, они играли в карты и он поставил условие, что если она проиграет, то... дальше подробностей не знаю пока. Поэтому и спрашиваю как узнать все, чтобы еще больше не навредить?
В полицию идти - ни имени его (только предположительно известно, но не точно), ни фамилии, ни где точно живет (только область домов известна) не знаем. К какому психологу пойти и как его найти? Наверное, это не любой психолог, а кто именно по этой теме работает и может помочь. И как быть с конфиденциальностью в случае с полицией и психологом. Меньше всего хотелось бы, чтобы об этом узнали посторонние.
А также надо, видимо, показаться к врачу - с чего начать?
Я в шоке, тем более, что дочь боялась нам рассказать.
В это время я была в длительной командировке в другом городе, дочь гуляла часто, лето, маленький городок, папа отпускал гулять. Ничего не сказала, просто вдруг перестала выходить на улицу, на все расспросы ничего определенного не говорила. И сейчас рассказала. Как теперь поступить? И как с ней общаться на эту тему, чтобы не навредить? Просто слушать все, что она скажет по этому поводу? А если она не все расскажет? И как максимально помочь и все сделать как можно правильнее.. Потому что, естественно, хочется все выяснить, все детали, почему до сих пор не рассказала и т.д. и т.п., но я понимаю, что нельзя давить. . Заранее благодарю за ответ.
Автор вопроса: Анна Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Шендерова Елена Сергеевна.
Здравствуйте, Анна! То, что произошло с Вашей дочерью - это страшно, она пережила сексуальное насилие. Часто, когда дети переживают насилие, то иногда в силу возраста не могут осознать всей тяжести произошедщего (понимают что произошло что-то нехорошее, но что именно и насколько всё ужасно ещё не осознают), а уже после, когда подрастают и начинают осознавать, что именно произошло, происходит ещё одна волна травматизации (реакция по тяжести схожа с ПТСР). Понимаю Ваше состояние и желание всё узнать - но не спешите - не спешите спрашивать почему не рассказала раньше - дочь испытывает очень много разных чувств - гнев, злость, беззащитность, вину, отвращение к нему и к себе и много другое. Тем не менее, насколько Вы бы ни были близки, но дочери нужно поговорить (и работать) с психологом (конечно, не все психологи работаю с насилием, поэтому прежде чем вести дочь к специалисту, поговорите с ним сами - лучше, чтобы это была женщина, узнайте о том, как специалист работает с такими случаями). Поверьте, это сложно будет для дочери, но эту травму нужно проработать, чтобы она не наложила тяжелый отпечаток на неё саму, её отношение к себе, к мужчинам в целом. Работа предстоит долгая, эмоционально тяжелая. Важно, чтобы рядом были Вы и папа, для того, чтобы поддержать.
Сейчас с дочерью нужно быть очень корректной - скажите ей о том, что чтобы ни случилось с ней, Вы её также любите, что она не виновата в том, что произошло, что проблема и причина не в ней, не потому, что с ней что-то не так. Т.е. чтобы она знала, слышала от Вас, что Вы любите и что дело не в том, что она "какая-то не такая". Также очень аккуратно говорить о её чувствах - возможно, ей неудобно будет Вам рассказывать все подробности, всё вспоминать - в таких ситуациях легче установить контакт с психологом, а не с мамой, потому что отношения с мамой очень близкие и такая подробная близость может быть для ребёнка травмирующая. Поэтому не давите, скажите, что если она хочет и может, то Вы будете с ней говорить, услышите её, но если она не хочет говорить подробности (она может стесняться), то может говорить с психологом и в этом нет ничего страшного. Важно, чтобы Вы это обязательно сказали, чтобы она знала, что Вы не обижаетесь и всё равно с ней рядом. А если дочь говорит и рассказыват - слушайте её, поддерживайте, обнимайте (если она будет принимать тактильный контакт, часто после изнасилования ребёнок боится телесных контактов - не пугайтесь, это тоже сгладиться со временем). Также тоже очень корректно, скажите ей о том, что нужно сходить к врачу (но тоже сначала сами обратитесь к этому врачу, объясните ситуацию, чтобы врач была тоже готова к приходу дочери), что нужно просто проверить состояние её здоровья. Про конфиденциальность - психолог ничего не имеет права выносить во вне! Полиция - это уже другая структура, если будут расследовать, то будут искать насильника, будет следствие, опознание и дочери нужны будут силы всё это пройти. Часто чувство безнаказанности насильника и страх перед ним преследуют жертву, поэтому вопрос наказания насильника тоже важен (но прошло время и неизвестно как это скажется на следствии). Вопрос наказания и безнаказанности тоже очень важно проработать с дочерью.
Сейчас Ваша задача больше заключается в том, чтобы быть с дочерью, принимать её чувства, говорить с ней и поддерживать, если она идёт на контакт. Вместе с ней обратиться к врачу, к психологу. Обязательно дать ей чувство защищенности - что никто не узнает о том, что случилось. И решить вопрос с полицией. Это очень сложный период будет для семьи, для дочери, для всех, очень важно сплотиться, слышать дочь и не винить, не обижаться, если она не захочет говорить подробности изнасилования - это нормально, это может рассказывать психологу. Но поговорить о том, кто это был за мальчик, когда это произошло, как она переживала, почему молчала - что её останавливало рассказать - страх перед Вами (часто дети бояться наказания со стороны взрослых), страх перед ним (если тот угрожал), почему решилась рассказать сейчас?
Также у дочери могут проявляться и психосоматические проявления - тошнота, рвота, нарушение сна и аппетита, головокружение, могут появиться страхи - выхода на улицу, общения с мальчиками и др.