Не могу найти общий язык с дочерью подростком. Она не любит себя, и жить не хочет.

Вопрос психологу:
Добрый день, у меня проблема со средней дочерью 15 лет. Грубить, хамит, режет себе руки, ради удовольствия. Мы с отцом в разводе, но общаемся. Он пьющий. Я нет. Дочь на его стороне все равно. Я стараюсь к ней по дружески, но чаще всего это не получается. Недавно напилась дочь, пришла домой в алкогольном состоянии. Естественно мы поговорили. Хотя до этого всячески уверял меня что ничего не употребляет. Я стараюсь спрашивать её где она, с кем, чтобы допоздна не гуляла. Но её ответ-Не твоё дело, меньше лезь в мою жизнь и т, д. Сегодня увидела опять порезанные запястья-Спрашиваю зачем? Отвечает ей так нравится, получает удовольствие от боли. С мальчиками она дружит, все хорошо в этом плане. Встречаться не хочет, понимает что ещё рано. Друзей много, но на сайте много групп с суицидами и все прочее. Не знаю что в её жизни не так? Вот эти её перепады настроения и меня до слез доводит, уже не знаю, может я где то виновата. Не пойму только в чем именно. Помогите пожалуйста разобраться. Не хочу потерять дочь. Потому что она не любит себя, и жить не хочет. Хотя она очень хорошенькая и мальчикам нравится. Я ей ежедневно регулярно пишу, звоню, отправляю смс, о том что очень её люблю и она мне очень дорога. Стараюсь быть ближе к ней, а она отстраняется, как будто я ей чужая. Со старшей сестрой у неё отношения + -. Я её не балую, но и не ущемляю, понимаю что переходный возраст. Но и упускать не хочу, мало ли что натворит. Её близкая подруга вскрыла вены и её положили в Пнд на лечение. Где я упускаю, и не могу понять где же?
Автор вопроса: Ксения Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Лидия Викторовна.
Дорогая Ксения,
Самоповреждение, к сожалению, распростарнённое расстройство у подростков 15-17 лет. Тут важно понимать, что это способ совладать со своим эмоциональным состоянием. Есть люди, внутренний ад которых настолько непереносим, психическая боль настолько интенсивна, что физическая боль, возникающая в результате самоповреждения, охлаждает кипящий внутренний котелок и помогает справится с этим. Происходит замещение - одна боль истребляется другой, фокус внимания уходит с внутренней на физическую боль и человек испытывает облегчение. В любом случае, нанесение себе вреда - это деструктивный способ преодоления эмоциональных трудностей.
Источник этой боли может быть разным - развод родителей (нам как родителям сложно представить, какой эффект это оказывает на ребёнка), стресс, недовольство своей внешностью, внутренние комплексы и страхи, застенчивость, проблемы со сверстниками, чувство одиночества и ненужности. Это может быть и способом привлечения внимания в тех случаях, когда ребёнок чувствует, что его не любят, не принимают или подавляют. Бывает, что это и эффект подражания, копирования поведения сверстников. Но в любом случае, о внутренней гармонии и покое в душе такого ребёнка говорить не приходится. Так что искать нужно именно в этом направлении - источник внутренней боли.
По Вашему описанию Вы поступаете правильно, но всё же за текстом сложно увидеть живых людей и их взаимодействия, услышать голос каждого. Я бы посоветовала Вам обязательно обратиться к психологу, пойти вместе к семейному психотерапевту, чтобы определить конкретную причину поведения Вашей дочери. А пока что продолжайте оказывать поддержку ей, сделайте очевидным, что Вы видите происходящее, скажите, что волнуетесь и что готовы помочь, но пока что не знаете как. Но старайтесь не помещать особо самоповреждение в фокус внимания, чтобы не подкреплять сам процесс, уж тем более не ругайте за это и не доказывайте свою правоту. Тут лечить нужно эмоциональную боль и в этой связи Вам из роли обеспокоенной мамы стоит попытаться перейти в роль надёжного друга Вашей дочери, каким бы сложным заданием это ни было. Понятно, что Вы искренне переживаете и что нервы не железные, упускать не хотите, но старайтесь это делать незаметно. Попытайтесь Ваш родительский контроль ввести в невидимый режим - пусть он будет, но известен только Вам. Не задавайте лишних вопросов, если видите, что ни к чему конструктивному это не ведёт. Пусть вопрос будет искренней заинтересованностью друга, а не родительским патрулированием. Если дочь вступает в конфликт - лучше за минуту до его разгорания выйдите из игры, переключите тему, переключитесь на другие заботы, но разорвите этот привычный способ реагирования: выяснения-конфликт-слёзы. Следите и сами за своим настроеним, подключайте юмор в помощники. Может быть Вам вместе стоит попытаться заняться какой-то приносящей удовольствие деятельностью - сходить куда-нибудь в выходной и чаще, съездить, посмеяться вместе, что-то активно пообсуждать, словом, больше времени проводить вместе. Если сможете наладить контакт с дочерью, пробуйте научить её, насколько это возможно, осознавать в какой момент возникает боль и желание нанести себе вред и попытаться найти другой способ это угасить - разговором с кем-то, физической нагрузкой, холодным душем, громким криком, тяжёлой музыкой, черканим по бумаге, и наоборот, расслабляющей деятельностью - приятной музыкой, тёплой ванной, расслабляющим фильмом.
Ксения, скажу сразу, знаю, всё вышеперечисленное - это непросто, это тяжёлый труд и над собой, и в общем, и даваться Вам будет не с первого раза. Но не сдавайтесь, идите вперёд и обязательно ищите психологической помощи по месту своего проживания, это будет огромная поддержка и Вам и Вашей дочери. Всего Вам наилучшего, Лидия.