Жалобы родителей одноклассников, учителей. Не знаю как вести себя с дочкой (8 лет).

Вопрос психологу:
Дочка сейчас учится во втором классе. И с первого класса возникают проблемы с поведением. Жалобы родителей одноклассников, учителей, походы к завучу и т. д. Может сделать какую-то пакость, обидеть, ударить, если не по её что-то, или кто-то , например, нечаянно ее задел, толкнул. И не всегда удаётся убедить, что кто-то нечаянно это сделал, она будет говорить: "Нет специально, ведь он даже не извинился! Я не дам себя в обиду." Хотя никто и не думал ее обижать.
Сейчас ситуация зашла в тупик , я не знаю, как вести себя. Дочка дружит с девочкой, и постоянно ее запугивает, чтобы та с ней дружила. Недавно забрала у нее игрушку, и шантажировала тем, что если подружка не будет играть с ней, то она не отдаст, и ее отругают родители. Выяснили всё это только вчера, а происходит это уже пару месяцев. Она просто боится мою дочь, и не может дать отпор. До этого говорила, что ударит, если та что-то не сделает.
Разговаривали вместе с ее мамой и детьми. Моя дочь извинялась, и обещала так больше не поступать, и на вопрос будете ли вы дальше нормально дружить, обе ответили да. Но потом подружка призналась своей маме, что не знает хочет она дружить или нет, что каждый день плачет и боится.
Я конечно говорю, объясняю, что так нельзя, но не знаю, что еще предпринять, потому что разговоров, как мне кажется, не достаточно. Как еще меры можно предпринять? Как помочь, научить дружить?
И ведь она уверяет, что очень хочет дружить. Друзей у нее практически нет. Многие в классе боятся, не любят и не общаются с ней.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Радинская Марина Васильевна.
Добрый день, Ольга. Проблемы детей, особенно в возрасте до 10 лет, являются зеркальным отражением родительских проблем. Для понятия причин агрессивного поведения очень важно как вы сами контактируете с окружающим миром, ребенок считывает неосознанно поведения взрослых, мы само того не замечая даем ему определенные установки и коммуникативные навыки. К сожалению, вы не чего не пишите, как ведет себя ваша дочка дома, агрессивное поведение проявляется только во время учебного процесса или дома тоже. Если как вы пишите возникли проблемы в поведении с первого класса, то вероятнее всего таким образом она пытается привлечь к себе внимание со стороны учителя, одноклассников или родителей.
Сейчас я опишу основные причины агрессивного поведения детей в этом возрасте, а вы подумайте что ближе всего вам и вашему ребенку.
6 типов агрессивных детей
По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.
1.Проявление кризиса в развитии, когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у детей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
2.Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
3.Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
4.Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить в кругу сверстников
5.Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.
Какие меры предпринять при агрессивном поведении детей.
Во первых, не смотря не на что говорите, что вы любите дочь, что бы не случилось вы всегда будете на ее стороне. Да, вам не всегда нравиться ее поведение, но ругая ее, описывайте конкретный поступок за который ругаете, а не ругайте ребенка в общем.
Научите ее распознавать свои эмоции и управлять ими, вы должны называть вслух состояния которое она испытывает в момент недовольства чем либо и проговаривать : «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается. Чем больше родители ругают ребенка за плохие поступки, тем хуже он себя ведет. Срабатывает закон физики чем больше давление, тем больше сопротивление. Ищите каждые день положительные моменты в поступках дочери и хвалите ее за это. Например, ваша девочка извинилась перед подружкой за отобранную игрушку молодец. Пусть отнесет шоколадку это девочке в знак примирения, если не захочет предложите сделать это вместе с ней.
Во вторых, разговаривайте с дочерью. Не пытайтесь ее переубедить, что кто- то ударил и толкнул ее не случайно. Скажите : Я вижу тебе неприятно что тебя толкнули, ты испытываешь чувство злости из-за этого. А почему, (например Ваня) сделал это? Как тебе кажется какие у него были причины толкнуть тебя ? Как думаешь что он испытывает после того как его ударили ?
Вашего ребенка нужно научить доверять окружающему миру, если у вас домашнее животное хорошо, если нет советую завести его. Сходите с ней в приют для домашних животных, соберите и отнесите вместе игрушки или вещи в детский дом, можно при этом взять подружку. Постарайтесь сами принимать активное участие в школьной жизни, что бы дочь находясь в школе подсознательно чувствовала, что вы рядом с ней. Обнимайте, ее ежедневно, говорите, что счастливы от того, что 8 лет назад у вас появилось такое сокровище.
Провидите дома небольшой тест. Нарисуйте лестницу и 6-10 ступенек и спросите девочку на какую бы ступеньку она встала. Если стала на нижнее, это говорит о заниженной самооценке, если на верхнюю о завышенной, в середине норма.
И еще раз хочу напомнить больше хвалите, не бойтесь не перехвалите!!! Сделала в предложении из 4 слов две ошибке похвалите за 2 правильных слова, а не ругайте за 2 неправильных.
Но вместе с хвалой учите ее брать ответственность за свои поступки. Если вернуться к ситуации с девочкой спросите, что бы она хотела сделать для подружки, что поддержать дружбу.
Детям с повышенной агрессий помогает разряжаются активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, , он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
Оля, удачи вам. Будут вопросы пишите мне на электронку [email protected]