Подросток не хочет учиться, обманывает и крадет у меня деньги.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи.
У меня сложные отношения с подростком 12 лет.
Мой ребенок часто стал мне врать, не слушается, не хочет учиться, вчера я в сумке оставила одну купюру денег. Вечером хотела взять деньги, но денег в сумке не было.
На мой вопрос "Где деньги?" ребенок ответил, что не брал.
Я не стала его ругать и кричать на него, просто сказала, что теперь он не получит деньги на карманные расходы.
Дальше я не знаю как поступить, ведь он в будущем может быть вором.
Я беспокоюсь за его будущее.
Чтобы улучшить уровень знания, я отдала его на дополнительное обучение, но и там он не выполняет требования учителей.
Мне кажется, что учителя махнули на него рукой.
Я его воспитываю одна, из-за этого мне приходится очень много работать, чтобы обеспечить себя и его необходимыми для жизни средствами и условиями.
Вечером после работы я не могу от него добиться выполнения домашней работы, заданные в школе.
Я ему много раз повторяю "Что тебе задавали?
Давай выполняй домашнее задание, я тебе помогу."
В ответ я получаю- "Сейчас, я посмотрю телевизор, я хочу поиграть" .
Потом время проходит он устаёт и хочет спать.
У него нет ответственности так как утром не хочет вставать и идти в школу, ему не стыдно перед учителем за не выполненные домашние задания, выражается нецензурной бранью на мои вопросы.
Его слова - " Мне всё равно. - Ничего страшного" и т.д.
Подскажите, как найти общий язык с ребенком и заставить его учиться?
Что мне следует сделать?
Спасибо большое заранее.
Автор вопроса: Лязат Возраст: 54

На вопрос отвечает психолог Ширяева Вера Васильевна.
Лязат, здравствуйте.
12 лет — возраст не простой, главными в жизни становятся сверстники, друзья, а родители уходят на второй план, перестают быть значимыми фигурами. Вы не сможете его заставить учиться и быть ответственным, но Вы можете дать ему чувство уверенности, надежности, безусловного принятия, и тогда он, чувствуя надежный тыл, вырастет хорошим и счастливым человеком. Здесь главное не потерять контакт с ребенком, худой мир лучше доброй ссоры. Успокойтесь, настройтесь на мирный лад, наберитесь терпения. Придется проявить максимум такта, деликатности, мудрости, любви.
В случае с пропажей денег, надо попробовать выяснить причину происшедшего. Не рассказывайте об этом посторонним людям и не отвергайте ребенка. Надо сесть рядом, взять за руку. И тихо сказать, что почти каждый ребенок хоть раз в своей жизни пробует что-то украсть. Но это еще не делает его вором. Он просто пробует, узнает, каково это, и потом решает: будет он продолжать или с него хватит. Скажите ему: «Так нельзя. Но тебе решать, как ты решишь, какой путь для себя выберешь, так и будет». Можно поцеловать его, и потом уйти, чтобы он мог побыть один и подумать.
Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, чтобы они его принимали. Бывает, что дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей или от безвыходности: если у него вымогают деньги путем угроз.
Такое поведение, которое Вы описали, встречается у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.
Надо помнить, что дети живут настоящим. Их не интересуют проблемы далекого будущего, по крайней мере лет до 15–16. Говорить, что если он будет плохо учиться, то из него ничего не выйдет, бессмысленно, а слушать это обидно.
Лучше дайте ему понять, что Вы знаете и разделяете его потребности, трудности, переживания. Например, можно сказать: «Я знаю, ты очень хочешь подружиться с ребятами и поэтому решил взять деньги и купить сладости» или «Да, в школу идти иногда ужасно не хочется, так и тянет прогулять», или «Иногда кажется, что соврать проще всего, чтоб не ругали». Этим Вы покажите, что Вы ему не враг, а надежный, понимающий друг. И, значит, Ваш сын по-прежнему может рассчитывать на Вашу заботу и защиту. А это даст ему уверенность и силу, чтобы он мог спокойно учиться, расти, искать свое место в жизни.