Хочу помочь падчерице, но не знаю как. Как вести себя с ней и с мужем?

Вопрос психологу:
Добрый день. Я замужем 6 лет. С мужем общий ребенок 4 года. Также у мужа есть дочь от первого брака (Ира). Сначала мы редко общались, на момент нашей женитьбы ей было 8 лет. Ее мама (Алина) к нам ее не отпускала. Затем она приезжать к нам раз в месяц на день, затем на выходные.
Если можно описать ее: она была очень активным ребенком, всегда велосипеды, ролики, скейт. Примерно к 12 годам - это пассивный ко всему ребенок. Лишний вес, не моется, нет личной гигиены, за собой ничего не убирает. В общем типичный подросток, и вероятно, это было вызвано слишком авторитарным поведением ее матери. Она и сейчас может ее ударить за двойки. Девочка в ответ хамит, грубит, грозит уйти из дома.
У нас ее поведение в принципе такое же, только без хамства. Мне очень тяжело видеть, что ей ничего не интересно. На вопросы, чем хочешь заняться: ничем. На днях она снова получила двойку и мама ее ударила и отняла ноутбук. С девочкой мы общаемся близко. Ее мама пишет моему мужу об ужасном поведении их дочери. Муж "ругает" свою дочь по телефону и этим их общение ограничивается. Я пыталась предложить мужу общаться с дочкой больше и в другом стиле, но я вижу, что они чужие друг другу люди.
Также у девочки одно вранье. Я ей на него не указываю. Но врет она обо всем, что надо и не надо. Иногда мне кажется может быть было лучше забрать ее жить к нам, но мужу безразлично. Лишь бы его не трогали и не просили бы больше денег.
Я не хочу выступать в этой ситуации спасателем. Тем более я вижу, что девочка - очень активный холерик, а я меланхолик. И мне иногда тяжело контактировать с ней.
Как я к ней отношусь? Она вызывает во мне жалость, но в то же время нам есть о чем поговорить.
С мужем у нас отношения хорошие. Бывают периоды, когда я злюсь, что он не имеет особых целей в жизни. Но я быстро остываю, так как понимаю, что я не могу думать за него.
Старшая дочка с нашей младшей никак не общаются. Старшей не хочется не играть, не рисовать вместе. Также у нее есть младший брат (от второго брака мамы). Его она вообще не подпускает на пушечный выстрел.
Мне бы хотелось как-то привить в ней интерес к жизни, активность. Но с другой стороны я понимаю, что я никто. Тем более, если мужу это безразлично.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Абрамова Марина Григорьевна.
Здравствуйте, Екатерина! Искренне вместе с Вами сопереживаю, в такой сложной ситуации для девочки.
Одним из основных социально-психологических факторов, влияющих на грубость, хамство, агрессию у подростков, является семья. Именно в семье ребёнок познает стереотипы такого поведения. В семье Вашей падчерицы по отношению к ней периодически проявляется физическая и вербальная агрессия ("мать ударила, муж ругает"), и как следствие, у Иры проявляется защитная агрессивность или подражание модели поведения родителей. Происходит отдаление ребёнка от родителей, отрицание авторитета взрослого, подавленность. Особое влияние на поведение ребёнка оказывают такие семейные факторы, как: низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребёнком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми (старшим и младшим), неадекватный стиль семейного воспитания." Что могло так повлиять на изменение в поведении девочки? Это может быть и развод родителей, особенно если он протекал конфликтно, сложности, связанные с адаптацией к отчиму, или с рождением младшего ребёнка, ведь большая часть внимания, как правило, отдаётся малышу. Кроме того, исходя из Ваших слов, прослеживается эмоциональная безучастность родителей, выражающаяся в нежелании или неспособности установить с ребенком прочную привязанность, пренебрежение основными нуждами девочки - подростка: невнимание к гигиене ребёнка, и нежелание оказать дочери необходимую психологическую помощь. Такое отношение со стороны матери и отца вызывает у Ирины состояние эмоционального напряжения (унижение, волнение, подавленность), а так же понижает её самооценку. С точки зрения создания оптимальных условий для развития ребёнка основой является потребность в любви и заботе родителей, присутствие атмосферы счастья в семье, понимания. У ребёнка должна быть уверенность в том, что его любят таким какой он есть, независимо от его успехов в различных видах деятельности: учебной и др. Екатерина, постарайтесь донести до Вашего мужа, что дети, которые не получают достаточно любви и заботы, часто готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним внимание. А это может являться высоким риском оказаться объектом сексуального посягательства со стороны определённых людей, которые "завоевывают" привязанность детей, делая для них подарки и демонстрируя своё участие в их судьбе.
Екатерина, в данном случае, необходима квалифицированная помощь специалиста-психолога или педагога-психолога как девочке, так и рекомендации для родителей. Конечно же, такое решение могут принять только сами родители, или если в школе поведение девочки вызовет беспокойство у учителей, то школьный психолог может оказать необходимую помощь и поддержку, возможно, выявить ту сферу деятельности, в которой девочка может быть успешна, а также пригласить родителей для просвещения по созданию благоприятной психологической атмосферы для дочери. Старайтесь поощрять любые, даже самые незначительные, успехи Ирины, это важно для развития позитивной самооценки. Вы со своей стороны, учитывая ваше близкое общение, можете попробовать организовать совместный воскресный досуг. Например, вместе с детьми приготовить что-то вкусное, испечь пирог, посидеть в кафе, сходить в кино. Сейчас появилось очень много настольных игр (всем вместе пойти в магазин и выбрать) в которые можно играть всей семьёй; дети в них участвуют с большим интересом. Вечером, за ужином или во время чаепития - каждый расскажет один эпизод, который запомнился, произошедший днём.
Искренне желаю Вам успехов, удачи, благополучия в семье и всего самого наилучшего!
С уважением к Вам, психолог Марина Абрамова.