Как полюбить дочь? К сыну совершенно другие чувства.

Вопрос психологу:
Начну с того, что замуж выходила по любви, детей планировали, очень ждали и когда родилась дочь, были счастливы. Первый год материнства был самым счастливыми и спокойным, потом начались возрастные кризисы, дочь начала проявлять характер, а я не была готова к этому и не могла воспринимать ее капризы, истерики как мудрый взрослый человек. Может у меня нервная система истощена, может это мои детские травмы, может я не целостная взрослая личность, но я испытывала раздражительность по отношению к дочери. Это происходит и сейчас. Ей уже 5 лет. Почти два года назад я родила сына. К нему у меня совершенно другие чувства. Я хочу его обнимать, целовать, быть нежной с ним, терпимо отношусь к его разным выходкам. А дочь всегда хочу держать на расстоянии. Понимаю и осознаю, что ей точно так же необходима моя любовь, ласка, тепло, но я даю их ей через силу, а может и вовсе не даю. Мне ее очень жаль, но между нами будто стена, которую я не могу сломать. Соответственно, она чувствует все это и ведёт себя плохо, спорит со мной, очень нервничает, постоянно плачет. Я ещё больше отталкиваю ее и это замкнутый круг. Только я должна его разомкнуть, но как? Осознание того, что время идёт, а наши с ней отношения становятся только хуже, пугает меня. Мы отдаляемся и я не могу с собой ничего сделать. Я уже пью успокоительные, прохожу всякие аутотренинги, ничего не помогает. Как полюбить дочь? Как дать ей материнское тепло? Я очень не хочу, чтобы и она в будущем не любила своих детей и так же кормила себя за это.
Автор вопроса: Агата Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Пак Юлия Леонидовна.
Доброго времени суток, Агата!
Что бы ответить на Ваш вопрос как полюбить дочь, мало вводных данных, много вопросов. Поэтому буду писать о своих предположениях исходя из вашего описания ситуации.
Первый и главный вопрос, что для Вас любовь? Если сможете ответить на этот вопрос, то многое станет понятно, если не сможете, значит возможно это есть корень проблем.
Очень важный момент в данной ситуации, который я хочу подчеркнуть: да, так бывает, что женщина испытывает разные чувства к своим детям, это зависит от многих факторов… важнее всего внутреннее состояние мамы во время зачатия и вынашивания ребенка, как вы уже успели заметить оно разное в каждую последующую беременность. Не мало важным фактором является и уровень осознанности, т.е. когда «мозгом понимаю и сделать могу». А когда «мозгом понимаю, а сделать не могу», значит присутствует эмоциональный фактор, какой именно из ваше письма не видно. Это может быть разлад в отношениях с супругом, бытовые проблемы, усталость как моральная так и физическая… Вы пишите, что первый год материнства с дочерью был счастливым и спокойным (что именно это значит? Как это выражалось? Как вы себя чувствовали?) Потом вы говорите начались возрастные кризисы (здесь тоже нужно уточнить о каких именно кризисах вы говорите и в чем была сложность). Раздражение бывает часто у многих мам, потому что вы живая, а не мертвая и вам присущи как позитивные так и негативные эмоции. Другой вопрос почему? Дети раздражают в двух случаях: либо они точная копия Вас, либо противоположность. Т.е. если мама шустрая, а малыш медленный, то мама начинает буквально взрываться медлительности, потому что не понимает ребенка, не принимает его таким какой он есть, и не хочет принимать его взгляд на мир. Если же ребенок точная копия, то мама все свои недостатки видит в своем ребенке, а это угнетает, раздражает и выводит из себя. Что же делать. Необходимо ответить себе на один очень важный вопрос. Зачем мы рожаем детей? ... Дети наши самые главные учителя! Дети делают своих родителей лучше, и если осознать и смотреть на своих детей, как на учителей, до бесспорно станет легче сначала научиться принимать ребенка таким какой он есть, а потом и полюбить. И конечно же не менять ребенка под себя, а меняться самой, начать с воспитания себя, принятия себя, научиться любить себя… А для этого необходимо знать ВСЕ о себе, изучать себя, раскрывать все уголки детства, где возможно были травмы, узнавать свои светлые и темные стороны…. Вы уже на правильном пути, потому, что осознали, что время идет… и что эта ситуация с дочерью, которую нужно менять, и осознаете, что начинать нужно с себя. Это важный и большой шаг!
С пожеланиями благополучия, Юлия Пак