Проблемы с сыном 14 лет. Воровство, вранье, никаких интересов.

Вопрос психологу:
Добрый день. Нашла ваш адрес на просторах интернета. Очень нужна консультация психолога. Воспитываю одна сына 14лет. С своим отцом он не видится и не общается. Живем в другом городе. Раньше был как хвостик мой. Везде вместе, никогда не обделяла его вниманием. Ни в чем не отказывалась. Жили в одном доме, моей мамой. Два года назад взяла ипотеку и мы, сыном отделились. Живем в двухкомнатной квартире, у него своя комната, до школы три минуты пешком. Стараюсь его заинтересовать (записала в школу спасателей при МЧС) занимался стрельбой из лука, правда под моим напором. Самому ничего не интересно. Не хочет ничем заниматься. Чуть больше года назад познакомилась с мужчиной, стал жить с нами. С сыном общего языка так и не нашли, потому что у сына нет никаких интересов. Сын даже может зайти в дом и с ним не поздороваться. А год назад начали пропадать деньги с кошельков, с карманов. рублей поймала сына на воровстве. Проводила беседы объясняла, рассказывала, что так нельзя, что это плохо. Даже решила выделять карманные деньги что бы у него не было повода воровать. В начале января позвонила репетитор и сказала что у нее пропали 300 рублей. Била, кричала, забрала все гаджеты, опять разговоры о том к чему это может привести. Деньги пошел и вернул сам, не успел потратить. С репетитором тоже решили это замять. Прошел месяц, я остыла, вернула телефон компьютер. И на днях опять звонок от репетитора. Пропало 1500 рублей. Руки опустились. Не знаю что еще делать и как объяснять. В нем даже раскаяния не вижу. Такое чувство что он меня ненавидит. С мужчиной тоже раз ругались, в основном из за поведения сына. Помогите подскажите как дальше поступать. Люблю сына очень и очень боюсь за него.
Автор вопроса: Мария Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Кудрявцева Ирина Александровна.
Здравствуйте, Мария!
Ваш сын сейчас находится на очень важном этапе своего развития: он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Для этого этапа характерно стремление к автономности от родителей и на первый план выходит взаимодействие с социумом и стремление в нем утвердиться. Дети в этом возрасте еще не понимают, что они представляют для себя и как выглядят в глазах окружающих, и если они не смогли определить для себя ориентиры, куда им двигаться, то вполне может сформироваться девиантное (отклоняющиеся от нормы) поведение, этому может способствовать общение или наблюдение за ребятами, которые ведут такой образ жизни.
Причинами такого поведения может служить не только негативное влияние компании, но также много других:
- стремление доказать свою самостоятельность;
- стремление освободиться от чрезмерного контроля родителей (чем жестче контроль и опека, тем сильнее ребенок пытается этому противостоять, делать все наперекор);
- стремление закрыть свои какие-то личностные потребности и т.д.
Для того, чтобы иметь понимание, как вести себя с таким подростком, необходимо узнать истинные причины, почему он себя так ведет. Вы написали, что очень заботитесь о сыне и пытаетесь его чем-то увлечь. Но здесь важно, чтобы он сам сделал выбор, если ему неинтересна стрельба, естественно, он будет ходить туда без удовольствия, под вашим напором.
Причинами тому, что у ребенка не сформирован интерес к чему-либо могут также быть различны: от вседозволенности (родители из благих намерений стараются, чтобы ребенок ни в чем не нуждался, тем самым как бы притупляя его стремление к получению желаемого) до решения вопросов за него (зачем к чему-то стремиться, когда за меня все решили, в чем мне ходить, где учиться, с кем общаться и пр.). Я описала возможные, часто встречающиеся причины, что способствует поведению именно вашего сына, может показать индивидуальная консультация с психологом. При чем, не обязательно сразу вести туда ребенка, сначала можно попробовать самой, возможно, вам сразу станут понятны причинно-следственные связи и пути преодоления проблемы.
Что касается непосредственно воровства, необходимо выяснить, на что нужны деньги подростку? Не попал ли он в дурную компанию? Что он на них собирается покупать? Почему он решил достать деньги именно таким путем? Отсюда мы увидим, какие его потребности не закрыты.
Порассуждайте вместе с ним, что можно сделать, чтобы постараться более одобряемыми обществом методом решить эти вопросы. Я уверена, вы обязательно что-нибудь придумаете!
Контроль за подрастающими детьми, конечно же, нужен, но его необходимо постепенно ослаблять, чтобы ребенок научился сам принимать решения и нести ответственность за свои поступки, по-другому, он не научится.
И, самое главное, постарайтесь в первую очередь быть своему сыну другом, чтобы он вам доверял, не боялся рассказать, если попадет в какую-то неприятную историю, не боялся спросить или попросить деньги или высказать свои желания. Я уверена, ваш сын – хороший мальчик и в нем есть также положительные стороны, их нужно увидеть и способствовать развитию этих качеств. Старайтесь больше времени проводить с сыном, можно придумать какое-нибудь общее дело, где будете задействованы вы, ваш мужчина и сын, это сближает людей, так они могут ближе познакомиться и разглядеть друг в друге то, чего раньше не замечали.
Искренне желаю вам подружиться с сыном и преодолеть этот сложный период!