Агрессия в семье по кругу из поколения в поколение.

Вопрос психологу:
Добрый день. Нас с братом в детстве била мать. Не знаю зачем она нас родила, может рано в 18 и 20 лет, но мы ведь не виноваты в том, что она не смогла спланировать свою жизнь как хотела. Ее же в свою очередь била ее мать( то есть моя бабушка). Моя мама всю жизнь было в обиде на бабушку и даже после смерти бабушки и на предсмертном одре бабушке она высказывала ей свою обиду. Отец мою маму любил и пальцем не трогал. У меня есть дочь ей 11 лет. Я ее очень люблю. Все время маленькую ее носила на руках, сюсюкалась. Где то с 9 лет начали с ней спорить, она не стала меня слушать, я стала все чаще кричать на неё. Точнее не кричать, а орать как не в себе. Она кричит в ответ и огрызается, хамит и обзывает меня и я вчера ее ударила по губам. Она плакала. Могу в таких порывах шлёпнуть по руке по плечу, встряхнуть ее. Ненавижу себя за это. Делая уроки скандалим. Я ору, она орет в ответ. Она хочет жить с бабушкой, матерью мужа. Та бабушка спокойная. В срывах я думаю может так будет лучше, но я люблю ее и она смысл моей жизни. И она отдалиться от меня. Мне незачем жить без нее. Вчера после скандала бабушка ее забрала. А я некурящий человек закурила сигарету, у меня поднялось давление и пол ночи не спала, всё плакала. Проснулась в пять утра и снова слезы и злость на мою мать, что эта манера поведения передалась мне с детства. Слышала, что есть такое семейное избиение что ли из поколения в поколение. Тебя лупили и ты лупишь своих детей. Все понимаю и ненавижу себя за то, что не в силах остановить эту цепочку. А моя дочь будет злиться на своих детей и бить их и ненавидеть меня, как я свою мать, а она свою. Как прервать эту цепочку? Как взять себя в руки? Понимаю что через пару тройку лет она даст мне сдачи, как я когда то своей матери и пойдет куда ей надо, а я не смогу никак ее остановить. Отчаяние и боль в душе. Помогите.
Автор вопроса: Яна Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Яна!
В вашем письме боль и отчаяние. Тяжёлые воспоминания о том, что мама так поступала. И, да, цепочка тянется. Но то, что вы все осознаете это, уже много! Вы, Яна на пути, чтобы прекратить существование этой цепочки.
Ваша мама воспитывала вас как могла, как умела. Люди, которые подвергались разного рода агрессии, потом себя также проявляют уже в своей семье, пока не осознают, как вы сейчас, Яна! Уже то что есть не изменишь, это я про маму. А у вас растёт дочь, и вы можете поступать осознанно, хоть это будет не легко, так как вы сами жили в этом долгие годы, но раз за разом можно научиться справляться с агрессией, и работать над собой.
Ваша дочка растёт, и это нормально, что она отстаивает что то, что вам не нравиться, просто надо научится правильно, по взрослому на это реагировать. Ввести например, систему запретов, где вы считаете, что вы правы. Но и стараться больше давать ей пробывать, на чем она настаивает, если это не угрожает жизни. Например, вы пишите, что это может касаться уроков. Яна, отдайте ответственность вашей дочери: "не хочешь, не делай," раз получит двойку, другой, потом придёт осознание, и будет сама учить. Вам, как родители, надо себя придержать, чтоб не начать опять заставлять, или снова вместе делать уроки. Дочку надо научить, чтоб она сама отвечала за важную часть жизни, как уроки.
Дальше "Я ору, она орет в ответ." вы будете спокойны и дочка будет перенемать спокойствие!
Вы пишите "...Она хочет жить с бабушкой, матерью мужа. Та бабушка спокойная. В срывах я думаю может так будет лучше, но я люблю ее и она смысл моей жизни." "та бабушка спокойная! ", понимаете? Пусть это будет для вас зерном! Упражнение: Вы спокойно разговариваете, даже, если дочка орёт.. Дети быстро понимают, что к чему.
Яна, чтобы получалось налаживать отношения с дочкой, вам параллельно нужно заняться собой, чтоб дочка видела вас спокойной, счастливой! Вы можете про себя это сказать? Дочка не должна быть для вас смыслом жизни, это тяжело для ребенка. Вы для неё пример. Вы орёте-она орёт. Сделайте то, что заставит вас улыбнуться, и улыбнеться ваша дочка! Что делает вас, Яна, счастливой, спокойной, радостной? Над этим подумать, и действовать. Дочка наблюдает за вами 24 часа в сутки, покажите ей пример!
Яна, вы осознаете все, это половина успеха! Простите и отпустите обиды на маму. Если самой сложно, обратитесь к психологу. И начинайте работать над тем, чтоб быть самой спокойной, счастливой, довольной, покажите пример, дочка начнёт считывать!
Рекомендация. Яна, это только сказать легко то, что я вам выше рекомендовала, надо делать осознанно шаги, это не просто, вы будете срываться, ещё не раз, но с каждым разом будет получаться останавливать цепочку. Когда вы почувствуете, что начинаете кричать, а то и захотите ударить, уйдите в другую комнату, сказав дочке, что вам надо успокоиться. Глубоко подышите, поплачьте, если надо, успокойтесь, и попробуйте спокойно вернуться. Для вас это упражнение, для дочки пример. Если вы злитесь, самый простой способ, взять лист бумаги, карандаши, и нарисовать её, злость. Вы выплесните на бумагу негативные эмоции. Вы можете это сделать прямо перед дочерью, сказав, "я злюсь!" и нарисовать, просто, возможно исчеркав весь лист. В психологии это метод называется"каракули". Он помагает избавиться от негативных эмоций. Можно побить подушку! Можно взять лист бумаги написать туда весь негатив, скомкать и выкинуть. Метод подбирается в зависимости от человека, чтобы это помогло выплеснуть, например злость, которую испытываешь, приемлемым способом.
Показывайте пример, как сами справляетесь, дочка подхватит эту волну, и так постепенно отношения будут налаживаться . Злость, она будет переодически накатывать, но вы научитесь с ней справляться приемлемыми способами! Еще рекомендую вам статью, найдете ее на этом сайте в поиске, называется "Как простить обиду, как отпустить прошлое." Яна, у вас есть желание, есть осознание проблемы, это уже много! Желаю вам удачи!