Сын подросток стал нервным и завел себе подружку.

Вопрос психологу:
Добрый день! Моему сыну 11 лет (скоро исполнится 12). Он всегда был добрым мальчиком, а В последнее время Он стал очень нервный, всё время психует и кричит на свою младшую сестру, не один раз говорил мне, что хочет куда-нибудь уйти, чтобы меня не расстраивать, при этом расстраивает каждый день меня. Учиться не хочет, уроки делать не хочет, в своей комнате прибираться не хочет. на хоккей ходит с опозданием ( он хоккеист). Все, что я ему говорю сделать- делается только через мой крик..... Телефон стараюсь давать очень мало..... Из-за этого злится на меня....... Спрашиваю, почему так себя ведёт, а в ответ «Не знаю». Недавно поругались с ним опять же из-за его поведения..... Потом начали разговаривать. На мой вопрос «Почему так себя ведёшь?» ответил : «Не хватает твоей ласки». Но это , мне кажется, просто слова....... Чтобы хоть что-то мне ответить. Дружит с девочкой-одноклассницей, ей тоже 11 лет. Они Частенько гуляют вместе. На праздники дарят друг другу подарки, я ему помогаю с выбором подарка. Сегодня попросился с ней погулять, потом позвонил и попросился к ней в гости, сказал, что её мама разрешила, и она была дома. пришёл на час позже, чем сказала ,с очень хорошим настроением.!!!!...Сказал, что научился целоваться по-настоящему...... Я была в шоке..... Ему 11 лет...... Очень теперь из-за этого переживаю. Всякие дурные мысли лезут в голову.....Девочки ведь раньше взрослеют....Не знаю, как себя вести в такой ситуации?... Не запретить ведь с ней дружить?....Как с ним разговаривать дальше?....... Ведь он ещё маленький
Автор вопроса: Наталья Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Ширяева Вера Васильевна.
Наталья, здравствуйте.
Сейчас у Вашего сына совершается переход из детства во взрослость. Это значит — изменение границ, статуса, гормонального фона, перезаключение договора с Вами. Поэтому возможны эмоциональные перепады, повышенная утомляемость, вспышки агрессии и конфликты. Еще для такого возраста типично стремление ощутить опасность, страх, и даже боль, чтобы лучше понять своё меняющееся тело. Вместе с телесными изменениями просыпается интерес к противоположному полу. Это нормально. Не бойтесь. Здорово, что он с Вами делится — значит доверяет. Это очень важно.
Через непослушание, столкновение со взрослым подросток узнает себя и свои возможности, самоутверждается. Это очень хорошо, что кризис начался сейчас. Бывает, что он задерживается до 17-18 лет, и тогда проходит более болезненно и опасно. Или кризиса вовсе не случается, и тогда человек остается на всю жизнь инфантильным и беспомощным.
Сейчас ему хочется всего и сразу, но он еще не умеет управлять своим поведением и желаниями. Особенно он может оберегать свой мир и внешний и внутренний: не входи в мою комнату, не трогай мои вещи, не лезь мне в душу. Может чувствовать личностную нестабильность и глубокую неудовлетворенность собой, несостоятельность. Но эти чувства обычно не осознаются, поэтому вызывают большую внутреннюю напряженность. И любые трудности на таком фоне кажутся трагическими.
Но, пройдя через эти испытания, Ваш сын станет самостоятельным, взрослым.
Важно его сейчас поддержать, набраться терпения, не обесценивать его чувства, не давить на него, не кричать. Потому что сейчас есть риск формирования неадекватной низкой самооценки и повышения уровня тревожности.
Внимательно и серьезно отнеситесь к нему и его потребностям, к любым его заявлениям, какими бы глупыми они Вам ни казались. Не считайте его маленьким.
Дайте ему столько самостоятельности, сколько это возможно и разумно. Советуйтесь с ним по каждому пустяку. Пусть он знает, что Вы не на словах, а на деле видите в нем полноправного взрослого члена семьи. Приглашайте его друзей в гости. Рассказывайте о своих чувствах. Исправляйте свои ошибки в воспитании, если они были допущены раньше. Сейчас самое время.
Обязательно сами делайте то, чего Вы хотите добиться от своего ребенка. Разделяйте наблюдение (ты сегодня пришел на час позже, чем обещал) от оценки (ты всегда задерживаешься), научите говорить «нет» (алкоголю, наркотикам и т.д.). Создайте атмосферу любви, доверия и принятия в семье.
Удачи Вам, терпения, и всего самого доброго!
С уважением, Вера.