Адаптация ребенка 2 лет к детскому саду.

Вопрос психологу:
Добрый День. Ребенку 2,1 года. Беременна, 20недель . Чтобы старший ребенок не почувствовал как можно меньше ревности после рождения младшего ребенка, решили сейчас отдать ребенка в ясли , в группу кратковременного пребывания (гкп ), ходит 2ю неделю. Первый день оставила на 1 час, все прошло отлично. Следующий день в группу зашла стала плакать, была 2 часа, рыдала практически все время. Все последующие дни ходит на 1 час с 9 до 10 и только заходим в раздевалку, начинает рыдать "к маме". Ребенок домашний, спокойный, не задира, разного рода кружки ранее не посещали. Я вижу ее очень "напрягает" толпа детей , в группе от 15 до 20 чел. В саду начала часто проситься на горшок, но только для уединения, а не для непосредственного туалета. Сегодня воспитатель посадила ее отдельно от детей, чтобы она на них просто смотрела и наблюдала за происходящим, слез было уже меньше. Любит музыку слушать дома, а в садике даже под любимые песни плачет. В саду 2 воспитателя и плачет у каждого воспитателя. Плачет практически одна в группе, остальные дети с осени ходят и чуть старше ее. Сон дневной дома сократился до 1-1,5 часа. Раньше до сада спала 2-3 часа. Стала раздирать себе пальцы на руках до болячки, грызть ногти. Невролог выписала успокоительные. Дома очень хорошо говорит о садике, рассказывает, что они там лепят, рисуют, танцуют. Завтра в садик пойдём? Отвечает - Да. Как ее адаптировать мягко к саду? Дома в детсад с игрушками играем, но игрушки уже все привычны ее глазу, а дети в саду нет.
В сентябре предстоит идти в другой детсад, уже на полный день. Будет ли адаптация такой тяжелой, как и эта ?
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Коннова Евгения Павловна.
Доброго времени суток, Татьяна.
Симптомы, которые вы описываете, характерны для адаптации детей ясельного возраста к саду (группе кратковременного пребывания) и в той или иной степени через это проходят все родители.
Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2 - 3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.
Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.
Разумеется, все сроки и критерии условны и не имеют четких границ. Как видите, пока сложно судить, как именно будет проходить адаптация вашего ребёнка, то что происходит сейчас вполне закономерно, ведь для ребёнка 2х лет отрыв от семьи является стрессом, не удовлетворяется базовая потребность в безопасности (в представлении ребёнка, разумеется).
Что можно и нужно сделать прямо сейчас для того, чтобы ваш ребёнок, как можно скорее начал получать удовольствие от посещения гпк: первое и, пожалуй, основное – поработать с собственным эмоциональным состоянием. Дело в том, что ребёнок до 3-4 лет находится с матерью в, так называемом, вегетативном резонансе (мощнейшая психоэмоциональная связь матери и ребёнка), т.е., если вы испытываете тревогу, страх перед детским садом (накормят ли моего ребенка, никто ли ее не толкнет, не обидит, а вдруг она будет бояться и плакать и так далее), ваш ребёнок бессознательно «считывает» их, но не имеет возможности по-взрослому отреагировать, понять и осознать с чем они связаны, соответственно тревога только нарастает. Вы можете найти массу статей и исследований, подтверждающих этот факт. Итак, первое, отводя ребёнка в ясли, вам необходимо транслировать ему на эмоциональном уровне (а не только на словах) спокойствие и уверенность, что всё хорошо. Второе, объясните ребёнку доступными словами, что сейчас она может немного стесняться или волноваться при посещении группы, это нормально, все детки по-началу волнуются и просятся к маме, но потом она тоже привыкнет, как и все и остальные будет радоваться, танцевать и веселиться. Постарайтесь избегать сравнений, типа: «посмотри никто не плачет и ты не плачь», так ребенок может почувствовать себя не таким, как все, плохим, что явно не придаст ему уверенности. Напротив, покажите дочери, что любите ее и понимаете ее чувства, они вполне нормальны и скоро всё обязательно измениться. Третье – используйте педагогические приемы для успешной адаптации: пусть дочка сама выберет, какие она сегодня оденет носочки в садик, какую игрушку с собой возьмёт, хвалите её за каждый час, проведенный в группе. Можно использовать, например, такой прием. Повесить на стену на видном месте весёлый календарик и каждый день, возвращаясь домой, наклеивать на сегодняшний день весёлый смайлик, если было хорошо в саду и грустный, если ребёнок плакал. Детки очень стремятся «заработать» хорошую наклейку.
Конечно, многое зависит и от педагога, он должен проявить чуткость и понимание. То, что воспитатель немного отстранил вашу дочку от шумной толпы детей, говорит об индивидуальном подходе, это очень хорошо.
Я уверенна, что вскоре у вас всё наладиться и этот нелегкий период останется позади. Желаю вам успехов. Если возникли вопросы, не стесняйтесь, пишите.
С уважением, Евгения Конник