Ребенок говорит, мама я тебя не люблю. Наказывать за это, или наоборот.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мой ребенок сегодня мне сказала, мама я тебя не люблю, я хочу что бы ты умерла, а я жила с папой и новой мамой. Она меня будет любить больше тебя, а с ее отцом мы развелись. И говорит люблю папу больше, тобой все не так. Не люблю я тебя. И говорит в тебе все не то, ты толстая и прическа не та, и вообще ты не правильная. Говорю а если я похудею будешь меня любить? Нет! А если я тебе все покупать буду, делаешь меня любить? Нет! Она очень хотела собаку, завели собаку, но отношение не поменялось. И говорит когда ты меня заставляешь что-то делать, я хочу что бы ты умерла. И много рассказывает какие-то фантазии что меня то убили, то ещё что-то, а папа ГЕРОЙ спас! И во всем только папа и папа. И когда она говорит мне всякую гадость, вначале она говорит мам ты меня прости иии.... Я ей при этом говорю, а я тебя все равно люблю, любую тебя люблю. До этого я ее наказывала когда зарабатывала, и ремнем била, потому что бывают моменты что она говорит со мной как с чужим человеком. И вот я не знаю как мне на это реагировать, как вести себя сейчас с ней. Наказывать за это, или наоборот. И так далее длится на протяжении недели, но вчера это было нечто, и после слов"я хочу что бы ты умерла" я просто не знала как мне на это реагировать. И сказала сегодня она это после того, как я с ней делала уроки. А уроки это целый концерт. Слезы, крики, я делать не хочу, я не знаю не понимаю и так постоянно!!! И я подумала может из-за этого она так на меня, что я заставляю ее. Хотя все дети через это проходят и не говорят такое маме. Ей 9 лет.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте, Ольга! Сочувствую, что Вам приходится слышать такие слова от дочери. И очень хорошо, что Вы находите в себе силы несмотря ни на что говорить дочке о своей любви.
Издалека тяжело делать предположения о том, почему именно ваша дочь себя так ведет. Но точно то, что люди - и дети, и взрослые - никогда ничего не делают и не говорят просто так, а только для получения какой-то реакции. Ольга, как Вы считаете, какую реакцию хочет вызвать у Вас ваша дочь, когда говорит Вам все это?
Возможно, таким образом она выражает свою обиду и злость, хочет привлечь ваше внимание, пусть даже и негативное.
Вы не раз говорили дочери о своей любви. Но на самом ли деле, когда дочь говорит Вам жесткие слова, Вы ощущаете только любовь? Открытые и доверительные отношения могут быть только тогда, когда мы искренне выражаем свои чувства и эмоции. Вы имеете полное право сказать, что очень обидно и неприятно слышать эти высказывания.
Ольга, я понимаю из вашего сообщения. что Вы многое делаете для дочери: зарабатывали деньги, чтобы обеспечить ее, делаете с ней уроки, говорите о любви.
Но были моменты, когда Вы больше не могли сдержаться и били дочку ремнем. Боль, причиненную близким человеком, трудно забыть.
А есть ли моменты, когда Вы можете заняться с дочкой чем-то, что приятно Вам обеим? Не уроки, не выяснение отношений, а что-то такое, чему рады были бы и Вы и дочь?
Вы спрашиваете, наказывать ли дочь за ее слова. Но вы уже наказывали ее раньше и положительных результатов это не дало, только еще больше отдалило вас друг от друга.
Поэтому можно попробовать применять другую стратегию: говорить о своих чувствах, о том, что Вам неприятно; попробовать разговаривать об отвлеченных вещах: не о домашних делах, не об уроках, а просто о жизни, без нотаций. Попробовать подключать дочку к каким-то интересным делам, делать их вместе, хвалить ее за успехи.
И очень важен еще один момент - никогда не говорить в присутствии дочери плохо о ее отце. Это ее родитель, она его любит и не виновата в том, что произошел развод.
Ольга, это все долгий путь, непростой, и Вам понадобятся силы. Поэтому не забывайте заботиться о себе. Вы не обязаны для кого-то, даже для собственной дочки, худеть или менять прическу, делайте для себя только то, что хотите сами.
К улучшению ситуации приведут внутренние изменения, а не внешние.
С уважением,
Виктория.