Неоправданное раздражение по отношению к старшему ребенку.

Вопрос психологу:
Моему старшему ребенку почти 5 лет, на протяжении всех этих лет постоянно чувствую раздражение и агрессию. по моему мнению, основной причиной такого поведения, являются сложные роды, жалость к себе, от того,что пришлось пережить. После родов была депрессия, постоянные слезы, ощущение беспомощности. Муж постоянно помогал, видел,что происходит со мной, оказывал поддержку, и не оставлял наедине со своими проблемами. После появления младшего ребенка, раздражение к старшему становится только сильнее. Через силу стараюсь заставить себя обнять ребенка, поучаствовать в играх, выразить восхищение очередным достижением , понимаю,что в будущем это ни к чему хорошему не приведет, ребенка люблю, но ничего не могу с собой поделать. Он гиперактивен, постоянно требует внимания к себе, от этого мое раздражение и срывы на него только растут. Постоянно чувствую вину перед ребенком, часто прокручиваю в голове моменты своих срывов, от этого становится ещё тяжелее, понимаю,что была не права. Ребенка никогда не била, мои срывы заключаются в том,что я могу накричать, могу грубо ответить, весь день ощущаю себя гавкающей собакой. С самого утра- гав,гав,гав. понимаю,что он не сполна получает мою любовь, выполняю все свои материнские обязанности без энтузиазма и удовольствия, можно сказать- на автомате. По отношению к младшему ребенку таких чувств не испытываю. Между детьми нет ревности, иногда присутствует соперничество за внимание, но не ревность. Чаще всего, царит мир и согласие, но та буря, которая сидит у меня внутри, просто сжирает меня, помогите пожалуйста справиться с этим, чтобы мой ребенок чувствовал настоящую материнскую любовь, а не видел перед собой мать-робота.
Автор вопроса: Александра Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Свиженко Мария Михайловна.
Здравствуйте Александра!
Могу Вас немного ободрить в том, что здесь есть уже один Ваш важный шаг - понимать и признавать, что раздражение - это про Вас.
Вы испытываете боль, вину за своё несовершенное чувство в любви (раздражение) к Вашему неповинному в этом ребенку , но испытываете большое желание это изменить,тогда все получится!
Менять ребёнка мы не будем, постараемся проанализировать себя ,только своё восприятие реальности. Только свое отношение к ребёнку. Меняясь сами, мы будем неосознанно менять ребёнка. Это будет происходить автоматически, потому как любой ребёнок, является зеркалом своего родителя( чаще всего матери).
Исходя из строк Вашего письма, к сожалению, не могу проанализировать, какая была история Вашего детства. Если постараться, можно, внутри развития своей личности, отыскать тот блок,который стоит между Вами и ребёнком.
Если пробовать говорить о Вашем детстве, как вы Сами прожили своё детство, то,например, столкновение его гиперактивности(из вашего письма) и Вашей подавленности в детстве сильной мамой или бабушкой или отцом, то тут может присутствовать обида на своих родителей, может присутствовать зависть к своему ребёнку и неполное понимание того, что быть активным, шустрым, любопытным, есть естество ребёнка, его самая что ни на на есть природа, а никак не негативное качество.
Возможно вы сами выросли в детстве, где открыто любовь не проявлялась, до сих пор,чувствуете себя недолюбленной дочкой.
Как вариант,в Вашем детстве,есть опыт эмоционального или физического насилия в семье, хроническое переживание травмы.
Тогда материнство может ассоциироваться с возвратом в своё детство, а потому отвергаться, даже если ребёнок уже родился.
Если Вы росли с младшими братьями и сёстрами и у Вас была роль «няньки».
Подавленные злость, ревность, а возможно и отвращение, могут проснуться, с появлением собственного ребёнка.
Пытаюсь кратко, описать другие факторы, влияющие на раздражение мамы.
Родительские ожидания. Уже во время беременности родители строят планы, мечтают о том, каким будет их ребёнок. А здесь родился малыш, и «функционирует» по другому, во многом не соответсвует родительским ожиданиям. Тогда необходимо принять ребёнка таким, каким он есть. В этом и есть сила. Безусловность принятия.
Может быть это стеснения его внешности, Ваше представление о хорошем мальчике или девочке(личное представление каждого из нас и, реальности,которая куда более разнообразна). Вопреки Вашим представлениям, Ваш ребёнок, очень хорош.
Смещённая агрессия. Здесь важно оценить свои взаимоотношения с супругом. Есть ли у Вас в семье взаимная любовь, насколько желанный этот, первый ребенок, как проходила Ваша беременность.
Изменение жизни. Когда ребёнок появляется, это не только радость, но и новые заботы. Изменение привычного образа жизни. В свете новых изменений , мать испытывает недовольство, беспомощность, а ребёнок ограничитель прежних возможностей.
Оглянитесь назад.. Согласились ли вы тогда, мысленно , принять беременность и роды.
Составьте список того, что потеряли, а потом, что приобрели сейчас.. и какие изменения приносят Вам радость.
Думаю...ещё много можно назвать почему... . Но все очень индивидуально.
Хотелось добавить ещё,про понятие такого чувства как раздражение .
Раздражение - это реакция на неудачу,Ваши ожидания не оправдались
Раздражение - это обида, надлом, кризис в одной области жизни, перетекающий в другую- это характеристика смещённого гнева.
Да и наверное, выше не отметила - это ситуация системной перегрузки. Найдите время для себя, хотя бы 15- 30 мин. Занятия спортом, всегда хороши. Все силы уходят на активные физические действия.
Нужно разобраться, какие ситуации выводят Вас из себя, и что надо делать, чтобы раздражительность не была разрушительной для Вас. И постепенно, выстраивать гармонию внутреннего мира.
Итак, разобравшись с возможными причинами раздражительности, обратимся ко второму вопросу: как управлять своей реакцией и не раздражаться? Предложу упрощенную схему, так как эта тема требует долгих часов беседы с психологом или самостоятельной работы над собой.
1. Изучите те ситуации, которые вызывают у Вас раздражение. Проследите историю каждой ситуации, почему Вас это раздражает.
2. Узнайте больше про механизм раздражения, прочитайте об этом. Знание о том , как устроены наши эмоции, очень помогает - мы начинаем понимать их биологические и психологические мотивы.
3. Придумайте метафору-образ, для того состояния, в которое вы приходите, когда раздражаетесь. Это может быть чайник,вулкан,дракон, бетономешалка - тот, в которого вы превращаетесь, когда это раздражение Вас захватывает. Вы же не хотите им быть?
4. Старайтесь уловить момент, когда раздражение только начинает зарождаться в Вас, - тогда будет проще прервать контакт с объектом,переадресовать эмоцию или применить другую тактику - например, глубоко дышать
5. Избегайте ситуаций, где срабатывают Ваши триггеры(раздражители). Я понимаю, что легко сказать и трудно сделать, но попробуйте, и поменяйте подход к тому, что вызывает у Вас раздражение.
6. Пробуйте общаться именно с этим, с одним, старшим ребёнком, предлагая ему прогулки и разнообразные игры. Исправить свою ошибку в воспитании можно, искренне попросив прощения у ребёнка, назвав свои чувства при раздражении или объяснить, почему они проявляются. Не стоит думать, что-то ещё слишком мал, чтобы понять.Этот момент ребёнок должен обязательно запомнить, и по всей вероятности и Ваше поведение к нему, начнёт постепенно меняться.
7. Идея иерархии в семье. Это старый верный обычай , присущий воспитанию наших предков. Что значит иерархия? Это означает порядок подчинения низших высшим.
Помните, что раздражительность не то, что нужно задушить в себе, а то, с чем нужно работать.
Материнство - это не разовое событие. Это целый этап жизни женщины. На нем могут быть разные сложности, с самого начала. Любовь к ребёнку - это не то, что выдаётся в роддоме с пищащим комочком. Иногда к этому чувству нужно сначала добраться, сквозь старые раны и бережно заново выращивать.
Надеюсь, Вы поймёте, что я Вам хотела донести. И все у Вас будет благополучно.