Сын 10 лет порезал одежду бабушки. Что нам делать?

Вопрос психологу:
Добрый день. Подскажите, что делать, если мальчику 10 лет и он порезал одежду бабушки, как он сам говорит, из за того что он психует? Я и раньше замечала, что ребенок психует если что то не получается, плачет, может что то швырнуть, но я думала, что это просто он такой эмоциональный. Но когда бабушка случайно заметила, что почти все её новые вещи надрезаны ножницами, я стала думать, что с этим нужно что то делать. С отцом ребенка мы развелись, когда ему было 4года. В семье никогда не было никакого насилия и жестокости, скандалы да, но не более. После развода, мы 2 года жили с ребенком вдвоем, и естественно, я как любящая мать, старалась сделать всё, чтобы ребенок не чувствовал ни какой нужды ни в чем. Затем мы переехали в другой город к моей маме и сын пошел в первый класс. Все обучение было на бабушке. Я поздно приходила с работы и помогать с уроками не могла, бабушка помогала ему с уроками полностью, и даже больше чем надо было. Когда ему исполнилось 8 лет, я вышла замуж второй раз. С мужем они сразу нашли общий язык, более того он стал называть его папой, хотя никто его не заставлял это делать и даже не говорил, он сам принял это решение. Муж тоже стал к нему относиться как к собственному сыну. Ребенок у меня, как наверно и большинство мальчиков, не очень то послушный, балованный и к тому же ленивый, может часами сидеть за компьютером, но чтобы его заставить что то сделать нужно приложить не мало усилий. Конечно у нас возникали конфликты на разной почве, но всегда мы пытались решить вопрос путем переговоров, я и бабушка и мой муж, да бывало что и к ремню прибегала я и бабушка, но очень редко. Недавно выяснилось, что несколько бабушкиных вещей надрезаны ножницами, на наши вопросы зачем ты это сделал-сын ответил, что он психовал и не знал как справиться со своими эмоциями. Подскажите, что нам делать?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте, Ольга! Каждый из нас - и ребенок, и взрослый - время от времени злится. И каждый из нас имеет право на любые эмоции и чувства. Но даже взрослые здоровые люди не всегда могут приемлемыми способами выражать свою злость, а дети пока только исследуют разные способы взаимодействия с миром.
Вы уже знаете, что ваш сын импульсивен, что когда злится, то может испортить вещи. Скорее всего, Вы говорили сыну о том, что так себя вести нельзя. Но очень важно научить ребенка справляться со своими эмоциями. Например, можно рассказать сыну о том, что Вы иногда тоже злитесь, и это нормально. Рассказать о том, как справляетесь Вы со своей злостью. Причем, подавлять злость - не лучший выход, она все равно никуда не девается, но потом эти накопленные эмоции могут "выстрелить" с огромной силой, а могут и негативно влиять на здоровье.
Поэтому важно учиться эти эмоции проживать и отпускать их.
Как это можно делать? К примеру, можно выпустить злость голосом, и лучше если это будут не крики и оскорбления, а, например, можно громко петь песни, вкладывая всю свою злость в голос. Может быть полезна и физическая нагрузка - любые упражнения. Можно приобрести эспандеры - небольшие тренажеры для рук, сделанные из эластичных материалов, их можно сжимать и разжимать обеими руками изо всех сил, пока злость не отпустит. Можно также выделить сыну бумагу или тряпки для разрядки от злости, которые он спокойно сможет рвать, мять, разрезать. Есть много других способов, но ребенку подойдут самые простые, о которых я написала выше. То есть, обязательно не только говорить ребенку, как себя нельзя вести, но и о том, как можно.
Еще хочу обратить внимание на то, что Вы пишете, что любите сына - я не сомневаюсь в этом. Но описываете при этом лишь его негативные качества: непослушный, избалованный, ленивый.
Я как-то читала в книге антрополога об одном племени. Там был такой обряд: когда человек делал что-то плохое, то вечером весь народ племени собирался вокруг него, и каждый по очереди вспоминал хорошие поступки этого оступившегося человека. Человеку становилось стыдно, он раскаивался, он чувствовал, что нужен своему народу, что на него рассчитывают, и старался вести себя иначе, лучше.
Вы прибегали к наказаниям, но, как видите, это не помогло. Ольга, может быть, Вы решите попробовать и иные стратегии? Те, к которым не прибегали никогда раньше.
Воспитание - творческий процесс и универсальных методов не существует, которые подходят каждой семье и каждому ребенку. Важно, чтобы родитель был искренним, чтобы были моменты душевной близости с ребенком, смех, общие дела, планы, цели. В этом случае родитель и ребенок дорожат общением друг друга и эта близость сохраняется даже когда ребенок становится взрослым и самостоятельным.
Желаю Вам, чтобы душевная близость стала основой ваших отношений с сыном.
С уважением,
Виктория.