Сын подросток вступает в субкультуры и обвиняет меня, что я его не понимаю.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Сыну 11 лет. По его словам, Он чувствует себя одиноко в реальной жизни и периодически вступает в некие субкультуры. Первая это была «undertale», позже «furry». Он парень творческий и вовлечь его в какую-либо секцию по интересам мне не удалось( Муж умер четыре года назад. Я за папу и за маму. Вчера зашла на его страничку в инстаграм и прочитала его некоторые посты. Где он пишет, что он одинок , ему надо уйти, у него нет друзей даже в школе. И тут все с его сообщества стали писать , что он так нужен, что он замечательный. Я часто говорю, что он мне нужен, что он смысл моей жизни, что я его очень люблю. Я высказала ему свои переживания касательно постов. На что он мне ответил, что таким образом он привлекает подписчиков. Я посоветовала ему, что не нужно привлекать путём сочувствия, после чего была заблокирована им и меня сын обвинил, что я не понимаю его.
Подскажите, как правильней поступить. Принудительно оторвать его от Инстаграм будет неправильно, так как это его часть личной жизни. Но эти культуры меня пугают очень. Часть из них пропагандируют темы для взрослых, включая различные отклонения от нормы. Но радует, что там же он нашёл «девушку»( как он это называет) и мило с ней переписывается , опять таки на тему фури. Как не потерять теплые отношения с сыном и направить его в правильном направлении. Он очень общительный и может найти общий язык со всеми. Но найти себе друзей прям по своим интересам не может. Заранее благодарю!
Надеюсь вместе мы найдём правильное решение данной ситуации!
Автор вопроса: Марина Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Гнатюк Людмила Юрьевна.
Здравствуйте Марина!
Немножко не хватает информации, т.к. подобные увлечения сына видимо длятся уже какое-то время и важно понять они возникли, как реакция на смерть отца или проявлялись и раньше?
В любом случае, при общении с ребенком нужно подчеркивать важность человеческих коммуникаций.
Современная молодежная культура стимулирует ребенка больше общаться онлайн, и это привлекает большинство детей "безопасностью" для их ранимого "Я"(эгоизма), легкостью приобретения "друзей", а в случае чего можно просто удалить, заблокировать обидчика. Что он проделал и с Вами.
По сути это проявление неуважительного отношения к Вам, настолько зацикленного на себе, что даже не считает нужным Вам что-то объяснять, заинтересовать Вас, поблагодарить в конце-концов за то, что у него есть мама, готовая выслушать, которая заботится и покупает для него все эти гаджеты.
Категоричная позиция "если ты не со мной-значит против меня", не понимаешь, не любишь, а дальше это гипербализируется на весь мир - " никто меня не любит/не понимает..."
Вы пишите, что "он очень общительный и может найти общий язык со всеми", но при этом не может найти себе друзей. Тут есть явное противоречие. И как любая мама, Вы будете стремиться защитить его и видеть только лучшее, но попробуйте относиться к нему чуть более объективно. То, что он не может выстроить дружеские отношения ни с кем, означает, что у него достаточно высокий уровень эгоизма. Для того, чтобы дружить нужно уметь уступать, не быть категоричным в оценке и позиции другого человека, уметь прощать. Полезно хоть иногда ставить свое Я, чуть ниже, чем Я другого человека.
Это качества, которые мы приобретаем в дружбе, общаясь, взаимодействуя с другими людьми.
Вы пишите, что он - смысл Вашей жизни, но это может с одной стороны укреплять его эгоизм, а с другой - порождать и усиливать чувство вины, потому что это большая ответственность быть чьим-то смыслом. Это сразу рождает ожидания и тем самым ограничивает свободу выбора.
Со стороны родителя смысл жизни суженый на ребенке, в будущем приводит к претензиям, обвинениям, обидам по отношению к нему, так как ребенок мог не реализовать ожиданий родителя или реализовав их, не чувствовать себя счастливым и удовлетворенным и обвинить в этом отца/мать.
Поэтому задача родителя заложить в формирующейся Личности истинные ценности жизни, и не просто заложить, но и самому на своем примере их проживать.
Это такие ценности как важность самой жизни (это наивысшая ценность! Потому как только при жизни человек может создавать, расти и развиваться, совершенствовать себя. После смерти такой возможности у него не будет).
Отсюда вытекает следующая ценность - жизнь происходит здесь и сейчас.
Важно объяснить ребенку и самой понять, что большинство мыслей, приходяших к нам в голову, уводят наше внимание с настоящего либо в прошлое, либо в будущее. Это не считая того, что направленность мыслей в 90% негативного характера (осуждающие, критикующие, унижающие, угрожающие, агрессивные и т.д.).
Нужно учиться отслеживать мысли и понимать, что у каждого человека есть выбор: принимать и обдумывать этот поток негатива или переключить свое внимание на более созидательные процессы. Запретить мыслям приходить в голову мы не в силах, но в нашей воле наделять их вниманием или нет.
Ну и все остальные ценности человеческой жизни - приумножение любви, уважение, созидание, умение быть благодарным, необходимость обучаться и постоянно развиваться и т.д. Все это хорошо известные и простые ценности, о которых почему-то стало "не модно" говорить, но без этих основ мир катится в пропасть...
Я бы рекомендовала Вам самой развиваться, почитайте книги Анастасии Новых "Сенсей", Дмитрия Троцкого "Пока я не я", Аллена Джеймса "Человек мыслящий".
Читая и получая новые осознания, перестраиваясь на чувственное восприятие, Вы найдете и нужные слова и раскроете в себе новые чувства. Только через работу над собой Вы сможете менять жизнь сына.
Сейчас Вами движет страх ("вдруг с ним что-то случится"), попробуйте развивать в себе чувство благодарности, любви, радости. Каждую свободную минуту возвращайте свое внимание к этим чувствам и генерируйте их в себе, в районе солнечного сплетения. Благодарите за все, что считаете нужным, взращивайте чувство любви ко всему живому как можно чаще (в идеале - постоянно) и в этом состоянии подходите к ребенку и общайтесь с ним.
Не нужно умничать или говорить банальности, говорите от сердца, что чувствуете.
Договаривайтесь с ним о том, что в определенное время Вы будете беседовать на важные для вас обоих темы, зарождайте новые традиции, рассказывайте ему, что Человек -это прежде всего духовное существо, и в каждом из нас есть как потенциальный Ангел, так и зверь, который определяет наши инстинктивные стремления. И в чью пользу мы делаем выбор, тем и становимся.
Да, для каждого из нас действует закон свободы выбора, но все же смысл жизни - стать Человеком.
Можно увлекаться чем угодно, но смотря, что движет нами, какая мотивация? Обратить на себя внимание -это обезъянья природа (некоторые мартышки собирают блох с других животных и пускают себе, чтоб получить внимание сородичей стаи), если же фури, как способ творческого самовыражения , то можно рисовать персонажей, создавать новые образы и т.д., но опять же изучите историю появления этого течения. Почитайте критику того же Диснея, сколько там подмен и провокаций в этих мультфильмах. И доносите информацию сыну, согласно его уровня понимания. Спрашивайте как он для себя определяет добро и зло, что для него важные ценности, кого он считает значимыми фигурами в своей жизни и почему.
Как видите, этот вопрос очень многогранный и ответ на него не может быть простым, нет волшебных слов, которые нужно сказать и все наладится. Это путь и я желаю Вам мудрости и любви на этом пути.
Если захотите подробнее пообщаться-пишите, обязательно отвечу.
Верю в Вас и Ваши силы!