Моя дочка-подросток разочаровалась в ровесниках и боится с ними общаться.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, помогите с таким важным вопросом. Моя дочка-подросток, 14лет, разочаровалась в ровесниках, друзьях. Боится с ними общаться, не говоря и о дружбе. Со 2 класса ее подруги предавали, одноклассники унижали и учительница этому способствовала, как оказалось. Моя ошибка, надо было ее перевести в другой класс. Училась неплохо. Но вот эта проблема осталась и сейчас. Вот уже год как новый класс, вроде бы ей нравится все, но общаться боится, а друзей завести и разговоров нет. Разговариваю с ней, что надо общаться с одногодками, найти подруг. А она в ответ, что уже пробовала в прошлом классе и в лагере и ничего не получается. Не может содержаться на обиды в ее сторону, насмешек. Что делать не знаю. Она закрылась в себе. Сидит дома, на улицу еле, но редко уговариваем выйти с нами. У нее все есть, при возможности едем отдыхать за границей и внутри страны, но это ничто по сравнению с внутренним состоянием. Ведь она была до этого жизнерадостной, могла подойти к любому и поговорить, ничего не стеснялась, могла посреди магазина под музыку станцевать. Скажите какие действия делать, чтобы вернуть ее в прежнее состояние. Спасибо. Я не отчаиваюсь, но нет сил смотреть на всю эту ситуацию. Самое главное, что она сама чувствует себя нормально, но я же знаю и вижу, что когда появлялись друзья, у нее горят от счастья глаза, а когда нет- гаснут и ещё больше разочарование. Пробовали с ней общаться с одноклассниками (при дистанционном обучении) через переписку, все супер, а в живую боится так общаться, говорит, что начнут смеяться и она не выдержит и вспылит.
Автор вопроса: Регина Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Романюк Наталья Владимировна.
Здравствуйте, Регина! В строчках письма отражено ваше сильное беспокойство за дочь. Понятно, что девочка резко поменялась в социальном поведении, и это, не может не настораживать. По всей видимости, подобное поведение носит защитный характер. Но, чтобы разобраться в причинах, важно иметь больше информации, например, что дочь думает о своих сверстниках и о себе? Беспокоит ли ее отсутствие друзей? Как вообще складываются отношения с одноклассниками уже в новом классе? Какой вывод был сделан из психотравмирующей ситуации в прежнем классе? И является ли ее защита агрессивной позицией, или больше жертвенной, избегающей. В самом лучшем варианте - организовать встречи с психологом, который поможет вам разобраться, действительно ли ситуация так серьезна, как может показаться. Насколько выражено постравматическое состояние (расстройство)Или, на данном этапе ваш ребенок просто учиться заново доверять другим людям, не спешит заводить новые отношения, концентрируясь больше на своих потребностях и чувствах. И это совершенно нормально!
На что следует обратить внимание родителям? Ответьте на вопросы.
1. Считаете ли вы, что ваша девочка беззащитна перед другими? Часто ли испытываете жалость к ней , выражая агрессию в сторону ее обидчиков? Учите ли справляться с обидами? Обучаете ли приемам эффективной самозащиты (не только физической)
2. Нет ли гиперопеки в отношениях и воспитание по принципу ”все лучшее дочери”?
3. Нет ли с вашей родительской стороны чрезмерной озабоченности и навязчивости в поведении по поводу отсутствия друзей у дочери?
4. Используете ли фразы: ” Ты уже взрослая, и сама решаешь хочешь ли дружить или нет”? ”Я поддерживаю тебя в твоем выборе”
Исходя из этих вопросов, вы можете понять, есть ли с вашей родительской стороны действия, закрепляющие позицию ”социальной отгороженности” у дочери, готовы ли отдать ей ответственность за собственные решения.
Из дополнительных рекомендаций :
- чаще говорите с дочерью о ее чувствах, переживаниях(важно уметь ”слушать” и принимать их, какими бы сложными они не оказались);
- помогите найти и поддержать хобби (кружки, секции и др);
- ищите ситуации успеха;
- не избегайте конфликтов с девочкой, показывайте как конструктивно можно из них выходить, подчеркивайте ее коммуникабельные способности;
- проявляйте сами социальную активность в помощи другим людям, в совместных проектах, в любых мероприятиях, где есть возможность почувствовать себя частью группы и коллектива, внести свою лепту в общее дело;
- если в вашем городе есть тренинговые занятия с психологом для подростков, можно было бы предложить дочери для посещения (без принуждения)
Самое главное - не спешите осуждать своего ребенка, утрировать, уговаривать или заставлять! Всему свое время! Больше доверяйте девочке, принимая ее самостоятельный выбор.
С наилучшими пожеланиями, Наталья Романюк.