Как рассказать младшей дочери, что у старшей другой отец?

Вопрос психологу:
Добрый день!
Моей младшей дочери 7 лет, и она не знает, что ее старшая сестра (ей 21 год и она живет с нами) от моего первого брака.
Когда мы поженились старшей было уже 12 лет, и она не восприняла моего мужа как папу и не воспринимает, т к у нее есть папа, хоть и не самый ответственный человек на земле). Отношения у них с моим мужем нормальные, но нежными их не назовешь.
Младшая дочь в последнее время стала задавать вопросы, почему старшая не называет папу папой и называет его на Вы.. Я смогла перевести разговор на другую тему в первый раз, но не думаю, что дальше смогу также ловко выкручиваться.
Еще год назад я думала, что рано еще говорить об этом с шестилетним ребёнком, а сейчас сильно переживаю, что время адекватного восприятия упущено- у младшей может рухнуть вера в нашу любовь и семью после моих откровений .
С мужем у нас хорошие отношения, он заботится обо всех детях и обо мне. Свою родную дочь он просто обожает, нужно сказать, что у него это единственный брак и ребёнок причем рожденный в осознанном возрасте.
Молчать дальше считаю тоже неправильно, если младшая узнает от кого-то другого, то может перестать нам всем доверять. А вокруг все знают, что мои дети от разных отцов,может сказать любой даже неумышленно.
Посоветуйте, пожалуйста, как рассказать, чтобы не навредить ребёнку? Как построить разговор, чтобы ребёнок 7ми лет все понял, но при этом продолжал верить в любовь? Что нельзя с ней обсуждать? Как объяснить, в чем причина развода? Истинная причина - уход первого мужа, несчастливый брак, измены.
Заранее вас благодарю.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Юлия, здравствуйте!
Вы правы в том, что наступил момент, когда ребенок должен услышать правду. Иначе, потом будет гораздо больше недовольства и непонимания со стороны дочери, если она узнает это от кого-то другого.
7-ми летний ребенок уже хорошо все понимает и готов к разговорам о вашем прошлом. Вы сможете душевно поговорить с дочерью, если в первую очередь успокоитесь, и не будете волноваться.
«Еще год назад я думала, что рано еще говорить об этом с шестилетним ребёнком, а сейчас сильно переживаю, что время адекватного восприятия упущено- у младшей может рухнуть вера в нашу любовь и семью после моих откровений» - вы слишком себя накрутили и ваше волнение и переживания могут сыграть с вами злую шутку. Так как, когда человек волнуется и нервничает – он чаще допускает ошибки и оговаривается, что в вашем случае не желательно.
Вера в вашу любовь и семью каждый день подкрепляется тем, что ребенок видит и слышит в отношениях родителей между собой. Только лишь ваше откровение не будет иметь такого разрушительного эффекта, который вы себе придумали, если в ваших с мужем отношениях есть любовь, уважение, забота и понимание.
Разговор может быть в таком формате: «Я хочу сказать тебе что-то важное. Что ты (дочка) у меня уже взрослая, и я могу обсудить с тобой некоторые моменты. Послушай меня, пожалуйста. Помнишь, ты у меня спрашивала, почему сестра называет папу на вы? Так вот я тебе сейчас расскажу.
Когда-то очень давно, когда мне было… лет, я встретила мужчина, которого полюбила. Мне казалось, что он прекрасный принц, что все у нас будет хорошо, и мы поженились. Потом у нас родилась твоя сестра. И сначала все было, как в прекрасной сказке.
Но потом принц начал становиться нехорошим. Он все чаще приходил домой злым, и мы с ним ругались. И в какой-то момент что-то с нами произошло, что мы перестали любить друг друга и поэтому мы сели, поговорили с принцем и решили, что не можем жить вместе.
Этот принц начал жить отдельно, а я с твоей сестрой тоже отдельно. И вот через какое-то время я встретила твоего папу. Он красиво за мной ухаживал. Помогал мне во всем. И постепенно я в него влюбилась. Он мне сделал предложение, и мы поженились. И мы так сильно любили друг друга и сейчас любим, что у нас появилось ты. Твой папа был очень рад, что у него будет маленькая принцесса. И он тебя очень сильно любит. И он самый хороший муж для меня.
Понимаешь? У вас с сестрой разные папы, но я очень сильно вас люблю. И твой папа очень любит нас всех и заботится обо всех. Мы все – одна крепкая и дружная семья»…
Вы можете добавить в свой рассказ больше «волшебства», примеров из сказок/мультиков, которые знает ваша дочка (где есть плохой принц и хороший), примеры ее дружбы с кем-то из мальчиков в саду (если такие примеры есть). Постарайтесь говорить так, как будто вы считаете ее достаточно взрослой для обсуждения таких вещей, но при этом объясняйте все простыми и понятными словами. И на вопрос: «Почему мне никто раньше об этом не сказал» - можно ответить: «Я хотела сказать тебе сама, когда ты будешь готова к этому. Сейчас ты у меня уже взрослая и все поймешь, поэтому я тебе все и рассказываю. Я ведь очень сильно люблю тебя!».
«Что нельзя с ней обсуждать?» - не желательно начинать рассказывать ребенку подробности всех ваших ссор и недомолвок с первым мужем. Нельзя поливать его грязью и унизительно о нем говорить. Не забывайте – ваша старшая дочь общается со своим папой, а младшая по наивности может начать ей все эти гадости говорить на ее папу. Может возникнуть конфликт между детьми.
На данном этапе и в данном возрасте достаточно в общих чертах рассказать о вашем прошлом. Добавляя элементы сказки и «волшебства». При этом, не выделяя никого из дочерей, а показывая, что вы любите их двоих и что ваш муж любит и заботится обо всех вас.
Юлечка, и самое главное – не нервничайте. Вам еще много всего предстоит обсудить с вашей дочерью за всю вашу жизнь. Не воспринимайте это, как экзамен или серьезное собеседование. Отнеситесь к этому, как к откровенному и душевному разговору с вашей младшей дочерью. Ведь чем больше искренности и тепла будет в вашем признании, тем проще ребенок к этому отнесется.
С уважением, Лелюк Алина