Мою дочь 6.5 лет обижает ее подруга.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня такая проблема и уже не знаю как быть. У меня есть дочь 6,5 лет. С 2,5 лет мы гуляем с одной и той же девочкой. С мамой девочки дружим. Так сложилось, что и ее родители и мои родители живут в других городах, поэтому мы очень часто выручаем друг друга. То она малую у нас оставит, то я когда мне нужно по делам. Пол года назад и она и я родили по мальчику. Так вот ближе к сути вопроса: мой ребенок очень спокойная, ранимая, впечатлительная девочка, с повышенным чувством справедливости и честности (это присуще и мне), никогда не жадничает, всегда старается уступить, чтобы не было конфликта. И очень привязана к своей подружке. Но подружку последнее время как подменили. Она то и дело пытается разозлить мою дочь, всячески ее задевая. Такое происходит не всегда, ее мама никаких замечаний ей не делает. Вот к примеру катались они на горке все было хорошо. Потом подружку "перемыкает" и она не пускает мою дочь скатываться с нее. Моя просит, пожалуйста, пусти, потом начинает хныкать и когда я начинаю неодобрительно смотреть на подружку, та понимает и перестает это делать. Еще случай: Подружка вынесла игрушку дала всем детям ею поиграть, когда попросила моя дочь, то она придумала, что она должна сказать пароль (слово она ей сказала), тогда она поиграет. Моя дочь в слезах пришла и рассказала о том, что она 1000 раз сказала это слово, тогда моя заплакала и убежала, увидев это подружка сразу же стала кричать вдогонку: "На, мне не жалко, чего ты убегаешь?" (опять же осознав то, что я уже увидела эту ситуацию). За полгода до этого была такая ситуация. Она была у нас дома. Они нормально играли (мой ребенок всегда охотно делится всеми своими игрушками и уговаривать ее не нужно). Подружка стала снова ее дразнить и убегать не по квартире, получилась "потосовка", в которой подружка случайно толкнула мою дочь. Подружка извинилась, моя дочь сказала ок играем дальше, затем уже моя дочь случайно толкнула подружку извинилась. Подружка говорит: "Я тебя не прощу". Я услышав, что моя дочь уже в течении 5 минут просит со слезами: "прости, ну давай играть, я не специально". Наругалась на обоих сказав своей дочери, что она должна иметь уважение к себе, и что если подружка не прощает, то это проблемы подружки. Раз она так относится, то это не подружка вовсе. Так же сказала, что запрещаю им дружить. Моя дочь расстроилась, подружке, как говориться, до лампочки все эти разговоры. Я позвонила ее маме и сказала забирай свою дочь. Рассказала о случившимся, на что она мне сказала ничего страшного помирятся. На следующий день Подружка при мне сказала моей дочери "Как мне нравится тебя злить". Я не понимаю почему она так относится к моей дочке. Мне жалко ее и с каждым разом все больше и больше склоняюсь к тому, чтобы прекратить это общение. Одно радует, что учиться они будут в разных школах. Вопрос в том как быть. Мама у нее мягкая и критику не воспринимает, говорит моя дочь послушная, хорошая, я тоже люблю своего ребенка и знаю ее недостатки, принимаю их и не отмахиваюсь от них. Как быть вроде и семья не плохая и девочка, когда "не перемыкает" нормальная. Но с каждой такой ситуацией меня все больше и больше раздражает эта подружка, и как взрослый человек я конечно себя сдерживаю, но с каждым разом делать это все сложнее. Я очень спокойный и безконфликтный человек, но всему ведь есть предел???
Автор вопроса: Александра Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Тесленко Наталья Николаевна.
Здравствуйте Александра. Вы переживаете за свою дочь, хотите для нее счастливого будущего. Вам тяжело видеть как она страдает. Если посмотреть глубже на вашу проблему, то здесь прослеживается боязнь проявлять себя и отстаивать свои границы. Но не у вашей дочери, а у вас. У дочери тоже конечно есть, но она лишь отражает вас саму. Наша жизнь полна конфликтов, и это нормально. Нужно их не избегать, не бояться, а правильно их решать, и если какой-то человек не принимает вас и ваше мнение, значит вам не по пути. Не более того.
Конфликт – это отсутствие согласия двух и более оппонентов, имеющих разные точки зрения на какую-то ситуацию или тему. Что плохого иметь свою точку зрения? Разве конфликт всегда приводит к разрыву отношений? Нет. Можно иметь свою точку зрения и продолжать иметь хорошие отношения с человеком (дружеские, деловые, любовные и пр.)
Бесконфликтный человек – это удобный человек. Той подружке удобна ваша дочь, она сама так и говорит ("Как мне нравится тебя злить"). Ребенок, особенно до 7 лет, отражает внутренний мир родителей, поэтому живет в эмоциональном поле матери. Сейчас она зеркалит вас. Поэтому вам нужно начинать работу с себя. Подумайте почему вы так сильно стремитесь к тому чтобы быть «бесконфликтным» человеком? Что произойдет в результате конфликта? Уйдет человек, который не принимает вас такую какая вы есть, не принимает вашу точку зрения? Почему вы боитесь терять таких людей? Считаете, что не будет других друзей, что вы будете одна, почувствуете себя неполноценной, ненужной, какая ваша боль вскроется? Вы написали, что ваша дочь привязана к своей подружке. И это тоже отражает ваш страх терять людей, привязываться.
«Никогда не жадничает» - представьте, если я, ваша подруга или кто-то другой, попросят ваш телефон (машину, квартиру, платья и пр.) на неделю, месяц или даже на один день, вы тоже не пожадничаете? Вы тоже скажете себе: я же хорошая девочка, я не жадная, «с повышенным чувством справедливости и честности», поэтому дам все что попросят? Да, машина, телефон и даже платья это не одно и тоже, что и детские, но только для нас взрослых, а для ребенка его игрушка представляет огромную ценность, она его, и он имеет право полностью единолично ею обладать и никому не давать. На игрушках он научается защищать свою собственность, свои границы, свое право на свое мнение, учится говорить нет и отказывать тогда, когда считает нужным. Это очень важный навык во взрослой жизни. Это для нас игрушки – мелочь, мы не видим ничего плохого ими делиться, а для ребенка это важная часть его жизни, так же как для нас различные взрослые атрибуты.
Вы хотите, чтобы ваша дочь всегда уступала, даже в ущерб себе, даже пренебрегая своими интересами и жертвуя собой? К сожалению, взрослые, которые так и не научились сами отстаивать экологично свои права, называют это детской жадностью.
«Но с каждой такой ситуацией меня все больше и больше раздражает эта подружка, и как взрослый человек я конечно себя сдерживаю, но с каждым разом делать это все сложнее. Я очень спокойный и безконфликтный человек, но всему ведь есть предел???» - в том-то и дело, что вы себя сдерживаете, боитесь проявить себя, высказать свое мнение, раздражение копится. И рано или поздно взорвется. И вот тогда случится неприятная ситуация с выплеском негатива, и вы назовете это конфликтом, которого боитесь.
Что же делать? Во-первых, проработать свои страхи, бесполезно учить дочь, она берет пример с вас. Во-вторых, дать ваше дочери возможность учиться решать конфликты самой. Скоро школа – вы же не будете вместе с ней ходить туда. Сейчас только одна девочка, а там будет целый класс, и целая параллель таких девочек и мальчиков, и плюс учителя. Учите вашу дочь защищать свои вещи, игрушки, свое желание что-то делать или не делать для других. Объясните дочери, что это нормально что ее не пускают на горку или отказывают чем-то поиграть. Объясните дочери, что другие люди могут отказать, не согласиться, не дать. И она тоже может, не боясь при этом быть отвергнутой, брошенной, нелюбимой и ненужной. Ее могут любить и дружить с ней просто так, такую какая она есть. Ей не нужно для этого всегда что-то давать, делиться игрушками. То есть чем-то расплачиваться. Она ценна сама по себе. Она может отказать. Сказать нет. Ее будут уважать и ценить все равно. Кто-то может уйти, и это его право. И она сама может уйти, и перестать с кем-то дружить, не боясь остаться одной. Это называется уверенностью в себе и хорошей самооценкой.
А когда она со слезами на глазах придет к вам и скажет, что ее подружка не дала игрушку, не простила за что-то, вы скажите: «понимаю тебя, тебе обидно, неприятно, ты расстроилась, что она .....,ты почувствовала, что с тобой обошлись несправедливо, ты боишься, что она перестанет с тобой дружить». Часто просто чувств ребенка бывает достаточно, чтобы она успокоилась, разобралась в себе, получила от вас поддержку и утешение и расслабилась. А потом спросите: «что будет, если она перестанет с тобой дружить?» Вы узнаете ее страхи и тревоги, и скажите то, что я написала в предыдущем абзаце.
А с ее подругой и ее мамой вам «разбираться» не надо. Не надо устранять ее, отдайте им ответственность и возможность постоять за себя, ведь в школе вы не будете выгонять из класса всех не понравившихся подружек. Бросая злостный взгляд на подружку вашей дочери, вы не решаете проблему, а даете дочери понять, что ей все должны, что все как и она, должны другу другу уступать. А когда она во взрослой жизни будет сталкиваться со «взрослыми» проблемами в личной жизни, в учебе, работе, в коммуникациях с людьми, ей будет еще больнее, ведь она будет считать, что если ей в чем-то отказали. Значит с ней что-то не то, а она сама будет заслуживать любовь, дружбу и просто «неконфликтное» общение жертвуя собой, своими потребностями, стараясь быть удобной для всех, боясь быть непонятой и нелюбимой.
Если у вас будут вопросы, пишите, я отвечу!
С уважением психолог Наталья Тесленко.