Сын подросток ворует у родителей и родственников.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, в нашей семье сын 15 лет ворует у своих родителей и родственниках. Неоднократный случай. Что делать? Ворует, где то с год, не знаем как остановить. Пока до уголовного дела не дошло. Ворует крупные деньги 1000-5000 руб, не собирает, тратит на чипсы. Одноразовую лапшу, напитки и т.д. На карманные расходы не спрашивает. Или редко очень, я всегда даю. Закончил 9 классов, всегда сидит за телефоном( телефон не дешевый. Со всеми ему нужными функциями ), домашние обязанности есть. Выполняет с неохотой. С поступлением никак не определяется. Хотя мы спрашиваем каждый день. Говорит не знаю. Друзья есть, но практически ни с кем не делится. Уличили в воровстве, деньги которые не успел потратить, вернул. Он их прячет за пределами дома. Когда первый раз уличили, много разговаривали, почему так. Что толкнуло. О страшных последствиях воровства, плакал. Клялся, что никогда больше не будет, через 3 месяца украл у родной тети. Успели вернуть, ( взяли кошелек повезли в полицию), по дороге все рассказал. Плачет. Божится что больше никогда не будет красть. Но уже не уверенны ни в чем. Какую с ним провести беседу. Какие доводы довести до него. Чтобы не попасть в колонию, а далее в тюрьму ???? Отношения в классе со всеми напряженные. Есть 1 -2 друга. С которыми часто ссорился, чаще всего закрыт. В телефоне, игры. Но в 9 классе стал общаться и с девочками и с мальчиками. Готовились на выпускной. Теперь все отменили. В наказание оставили дома, отобрали телефон.
Что нам делать? Спасибо.
Автор вопроса: Жанна Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Романюк Наталья Владимировна.
Добрый день, Жанна! Описанная вами ситуация не простая. Все указывает на то, что ребенок, по-настоящему, находится в беде. И с этим важно серьезно разбираться. Ведь воровство (неоднократно фиксируемое )относится к девиантному поведению, несет большие риски для будущего сына. Подобным образом он(уже почти взрослый)”кричит” о своих психоэмоциональных проблемах и о неблагополучии. Неуспешность среди сверстников, и по всей видимости, в учебе тоже (раз нет достойных интересов), равнодушие окружающих (целыми днями телефон )- все это указывает на то, что процесс отношений в семье не выстроен, что личность ребенка имеет глубокий дефицит заботливого участия и принятия со стороны взрослых.
Однако, Жанна, мне сложно об этом писать, так как я не знаю вашей жизненной ситуации и как матери, и как женщины. Хотелось бы просто поддержать и призвать к действиям. Во-первых, ребенку и вам, как родителю, нужен психотерапевт (слова ”не воруй” , ”перестань себя так вести” не сработают). Посещение данного специалиста необходимо, чтобы разобраться, не является ли данное поведение причиной или следствием какого-либо заболевания.
Во-вторых, здесь НАКАЗАНИЯ НЕ ПОМОГУТ! Мальчишке нужна поддержка и демонстрация родительской веры, совместные дела, ощущение нужности и полезности (лучше всего провести время вместе в лагере или в санатории, там, где ребенок напитается вашим родительским вниманием, и где не будет лишних соблазнов).
В-третьих, подумайте о своих чувствах к ребенку. Не случилось ли так, что подросток воспринимается родителями как ”нерадивый”, как ”неудобный” или ”проблемный”. Ведь это значит, что ”хорошее” в сыне или отсутствует, или не имеет для вас никакого значения. Но это ведь неправда!
Мотивы или причины воровства часто уходят корнями в сферу отношений. Это может быть и привличение внимания, и попытки завоевать чей-то авторитет, почувствовать свою значимость. Навык ”не бери чужого” формируется уже с детства. Но, в вашем случае, что-то пошло не так.
Следует отметить, что иногда данные проблемы обусловлены наследственными факторами, нарушениями привязанности в раннем возрасте. И тогда коррекция еще более усложняется.
В любом случае, вам с сыном нужен диалог (без запугиваний, осуждений его личности). Не помешает расширение зоны интересов и увлечений, мужской авторитет. А также помощь специалистов. Пока еще не поздно.
С уважением, Романюк Наталья.