Как помочь пятилетней дочери заводить дружбу?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Спасибо за возможность получить консультацию. Вопрос касается моей дочери, ей пять лет. Я очень беспокоюсь за то, что у нее сложности с друзьями. Опишу типичную ситуацию. Она никогда не проявляет инициативу в построении дружеских отношений. Как правило с ней заговаривает какая-то общительная девочка, моя дочка с радостью на это откликается, в итоге через какое то время оказывается третьей лишней. И конечно переживает из-за этого, теряет интерес к дружбе. Когда я предлагаю ей самой подойти и начать разговаривать с другой девочкой, более скромной, а не такой, что постоянно в центре внимания, она отказывается, говорит, что стесняется и не подходит. Получается сидит ждет у моря погоды. Просит поиграть с ней меня, мужа, бабушку и других взрослых. Кстати взрослых совсем не стесняется, бойкая и уверенная, первая начинает разговор, поддерживает диалог, одним словом с этим в полном порядке.
У нас полная семья, один ребенок. т.е. она. Братишку сестренку категорически не хочет. Получается все внимание на нее. Мы ее не ругаем, конечно в основном стараемся хвалить, если замечания - очень редко, и по делу, например в вопросах безопасности – не выходи на дорогу где ездят машину, не высовывайся в окно, чтобы не упасть и пр.
Подскажите, пожалуйста, как поспособствовать ее смелости в вопросах дружбы? Как научить проявлять инициативу самой? Как не цепляться за чрезмерно активных и общительных девочек, которым до нее нет дела? Очень переживаю из-за этого. Спасибо большое за помощь.
Автор вопроса: Милана Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Романюк Наталья Владимировна.
Добрый день, Милана. Вы беспокоетесь о том, что дочь не может поддерживать дружеские отношения с другими детьми. Насколько это тревожно? Давайте попробуем разобраться. Девочке 5 лет. При этом она очень активна и общительна со взрослыми. И здесь ей хватает и навыков и уверенности в себе. Так? Но с другими детьми дочь ведет себя иначе. О чем это говорит?
1. О том, что взрослые скорее всего предсказуемо одинаковы в своем отношении(поддерживают игру девочки, радуются ее проявлениям, слушают, возможно даже подчиняются). Похоже на вашу ситуацию?
2. Дети - это же иная аудитория. Они прямолинейны, часто импульсивны, иногда упрямы с бесконечной фантазией. В их кругу надо делиться, меняться ролями, проявлять инициативу, и, быть готовым к внезапной критике. Безусловно, чтобы "дружить" - нужно обладать и терпением, и легкостью (чтобы не обижаться по мелочам , быстро переключаться). Согласитесь, не каждому ребенку это под силу в 5 лет.
3. Есть еще одно интересное наблюдение. Вы пишите, что активные девочки вашей дочери не подходят. Вскоре оставляют ее без внимания. Но, будьте осторожны! Таким образом, во-первых, вы формируете представление у ребенка, что есть ”не подходящие” для дружбы дети (внушая избирательность), а во-вторых, значительно сужаете ее круг общения.
3.Следует осозать: ребенок учится строить дружеские отношения так, как умеет. Симпатии и обиды, радости и расставания. Пожалуйста, не мешайте! Наберитесь терпения,- наблюдайте и все придет. Девочка сама со временем определится, с кем дружить, а с кем нет. Как отстаивать свои интересы и завоевывать внимание подруг. Самая главная ошибка взрослых - бежать впереди и делать поспешные выводы.
Итак резюмируем:
1. Нет никаких причин для беспокойств. Ребенок учится коммуникации в своем индивидуальном стиле и темпе.
2. Взрослые (родители)спокойно реагируют на трудности дочери - акцентируясь на вопросах :”А как бы ты хотела?”, ”Что тебе нравится в дружбе, а что расстраивает?”
А также оказывая поддержку: ”Хочешь-дружи. Это твое право.” ”Не хочешь-не дружи”, "Я верю в тебя", "С тобой все в порядке"
3. Воздерживайтесь от оценочных комментариев в сторону детей. Не занимайте чью-либо сторону в конфликте (если нет явных угроз безопасности)
4. Посещайте групповые занятия, запишите дочь в какой-нибудь коллектив (танцы, к примеру).
5. Не переносите свои представления о дружбе на ребенка и его окружение.
6. Найдите и обучите дочь нескольким веселым играм, которые она могла бы предложить другим детям. Подумайте об общих интересах. Приглагашайте знакомых детей в гости!
С наилучшими пожеланиями,-
Наталья Романюк