Дочь 13 лет хамит, грубит и кричит на родителей.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне очень нужна ваша помощь ,совет. Дело в том, что у моего мужа от первого брака есть дочь 13 лет и сын 8 лет. Мать ушла, оставив отца с детьми. У меня самой дочь от первого брака и второй наш совместный ребёнок. Вообще у нас четверо детей. Когда мы только начали жить вместе, старшая дочь относилась и воспринимала меня не очень хорошо. Постоянно критиковала и жаловалась на меня не только папе, но и своей бабушке и дедушке. То я не то сварила, то ей не накрыли вовремя на стол, то солёное, то пресное. И все это сопровождалось криками. Я в свою очередь относилась с пониманием к такому негативу по отношению ко мне. Все таки я была чужой тётей, пришедшей к ним в дом. И надеялась, что время все исправит. Но чем дальше мы жили вместе, тем все сильней у меня был шок от поведения его дочери. Земское, не уважительное отношение было не только ко мне, но и к отцу и его семье. Причём дочь совершенно не может общаться спокойным тоном. Она кричит, находясь как в хорошем, так и в плохом настроении. Бабушка приезжает каждый день, привозит вкусности и занимается с ней уроками. Дочь орёт, обзывает, грубит и выгоняет бабушку. Все время говоря ей, что она её достала своей тупостью. Я долго терпела, но не смогла смириться с такой ситуацией. Встала в защиту, говорю, учу, что так делать нельзя, недопустимо. Это очень больно и не справедливо по отношению к людям, которые за неё переживают и заботятся. Может легко назвать отца дураком и дебилом. Командует, приказывает. Говорила с мужем, что так нельзя, что она переходит все рамки и границы. На что мне ответили, что уже поздно её перевоспитать. Так же как дочь сейчас относится к отцу, относилась и бывшая жена. Что ещё ожидать от детей. Но я с таким ответом не согласна. Подрастает второй его сын и начинает копировать поведение сёстры. Раз ей можно, значит и мне. Недавно крича на бабушку, что она сварила опять ей кашу, очень сильно её стукнула. Я её остановила и очень долго потом разговаривала. Она слушала, но на следующий день все повторилось вновь. Когда мы все вместе куда то идём, то она говорит, что не хочет. А как только мы уходим, то начинает звонить и жаловаться, что мы её никуда с собой не берём. У неё нет друзей, в школе её считают серой мышкой. Хотя она учится очень хорошо. О людях говорит только негатив. Что одноклассники все дебилы и уроды. Не знаю как быть, помогите.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Кондоба Елена Викторовна.
Здравствуйте, Ольга!
У девочки непростой характер. В какой-то мере папа ее прав, что перевоспитывать уже поздно. Характер формируется в раннем детстве, до трех лет. А с возрастом его черты заостряются. Девочка сейчас к тому же переживает переходный период: сам по себе данный возраст характеризуется негативизмом, бунтом, желанием самоутвердиться за счет противопоставления себя окружающим взрослым. Однако то, что Вы описали, ее поведение и то, что у нее в целом негативное отношение даже к сверстникам, как я поняла, может означать наличие у девочки психологической травмы. Возможно приобретенной в прошлой семье. Ее характер слишком заострен, не исключено наличие акцентуации. Я бы порекомендовала пройти комплексное обследование у психолога, который специализируется на подростковом возрасте. Акцентуации характера могут вызывать девиантное (отклоняющееся) поведение, но подлежат коррекции при своевременном выявлении. Я понимаю, сколько усилий Вам приходится затрачивать на то, чтобы совладать со вспышками агрессии девочки. Однако в данной ситуации Вы взрослый и у Вас больше ресурсов для понимания ситуации. Это для Вас настоящее испытание, и я бы рекомендовала очень сильно постараться не потерять любовь, человеческое отношение к девочке. Потому что если это произойдет, наладить отношения потом будет еще сложнее. Да, нужны границы, Вы правы, нельзя позволять ей проявлять агрессию по отношению к близким людям. Но и насилием на насилие отвечать тоже неправильно. Потому что она может отреагировать непредсказуемо. Я бы порекомендовала сводить ее к подростковому психологу для полного обследования, может к неврологу также. Нужна диагностика и беседа с девочкой специалиста, который выстроит с ней доверительные отношения, а потом подскажет и Вам, что происходит у нее в душе, чтобы Вы смогли найти общий язык. Обязательно найдите такого специалиста в своем городе, возможно это будет семейный психолог. Не зная, что у девочки в душе, сложно давать советы, как наладить с ней отношения. В Ваших действиях я тоже не вижу ничего неправильного. Скорее всего отпечаток наложен ее матерью и разводом. Дети всегда тяжело это переживают. Надеюсь, у Вас хватит терпения, чтобы преодолеть эту ситуацию. Желаю Вам сил и мудрости, всего хорошего!