Можно ли обучить дочь навыку эффективного противостояния нескончаемым негативным личностным оценкам?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
У меня такая ситуация: Семья: Я, жена, дочь (12 лет), бабушка( 70лет, на пенсии, но довольно живенькая).
Мы с женой естественно работаем, дома появляемся в 8 вечера. Школьными делами дочки занимается бабушка, у нее имеется и огромный опыт школьного преподавания.
Все бы хорошо, но есть один нюанс:
Бабушка в общении с внучкой комментируя ее действия очень часто и настойчиво использует фразы: «вот видишь, ты допустила ошибку», «а я тебе говорила быть внимательнее», «а я тебя предупреждала, вот ты опять ошиблась, ….» и много других форм таких комментариев. За 15 минут их общения можно услышать десяток таких фраз, ни одного даже маленького намека на ошибку не будет упущено .
Я вижу в этом возможность в стратегической перспективе приобретения дочерью нескольких отрицательных, но важных навыков:
1. Избыточно критическое отношение к чужим ошибкам или требовательность к безошибочности чужих действий. Зацикленность на поиске чужих ошибок, а люди не любят, когда им постоянно тыкают в ошибки.
2. Избыточная неуверенность в своих действиях, уж лучше ничего не делать, чем «стопудово» ошибиться.
Такие последствия я наблюдаю у себя и сестры.
Естественно я разговаривал с бабушкой, и естественно она не принимает моих обращений. С чистым сердцем считает, что руководствуется лучшими побуждениями, а я просто избыточно цепляюсь.
Я понимаю, что есть несколько очевидных плоскостей, в которых можно пытаться найти решение:
1. Пытаться изменить бабушку (думаю это самый невыполнимый вариант).
2. Разменять квартиру и разъехаться (точно выполнимый, но морально и финансово тяжелый вариант и повлечет необходимость компенсации участия бабушки в изучении школьной программы).
Вопрос: можно ли обучить дочь навыку эффективного противостояния нескончаемым негативным личностным оценкам? Это бы позволило сохранить полезность внимания бабушки в изучении школьной программы, сохранить в целостности квартиру и бабушкино сознание.
Если выработка такого навыка возможна то что конкретно мне предпринять?
Автор вопроса: Денис Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Жемчужникова Валентина Михайловна.
Добрый день, Денис!
Радует, что вы так переживаете за психологическое здоровье дочери.
Хочу сказать, что в первую очередь ребенок ориентируется на оценку родителей, на их поддержку. Если вы принимаете дочь такой, какая она есть – в любом настроении, с ее желаниями, недостатками, стараетесь поддерживать все ее начинания и не ругаете за неудачи, то она уже будет уверена в себе, и критика бабушки не будет ее сильно задевать. Вопрос, конечно, еще какое количество времени проводили с ней в раннем возрасте вы с женой и бабушка.
В любом случае, поговорите с дочкой, узнайте, как она воспринимает метод обучения бабушки, как она переживает, что ее критикуют, постоянно указывают на ошибки. Объясните, что бабушка делает это из лучших побуждений, из желания, чтобы дочка была успешной, но другого метода она просто не знает. Хвалите дочь, поддерживайте ее, подчеркивайте почаще сильные стороны, отмечайте ее успехи, неудачи можно обсуждать в том плане, какие можно выводы сделать и чему какая-то неудача научила.
Возможно, стоит делиться и своими успехами и неудачами, чтобы дочь понимала, что ошибаться нормально, все ошибаются, в чем-то терпят неудачу. Но важно двигаться дальше и не обесценивать себя.
Что касается того, что дочь будет нетерпима к чужим ошибкам, то обычно это у тебя людей, кто и себе не позволяет ошибаться, кто себя критикует и не принимает проигрывающим.
Если дочь будет принимать себя любой, понимать, что она несовершенна, может ошибаться, и это не делает ее плохой, она и к другим людям будет терпимее.
А с бабушкой можно еще раз попробовать поговорить – подчеркнуть, как вам важна ее помощь, как вы цените ее, и то, что она делает для внучки, поделиться своими страхами по поводу уверенности дочери и сказать, что и вам в свое время очень не хватало поддержки вашей мамы, ее похвалы, и как вам теперь сложно иногда из-за неуверенности в себе.
Возможно, и ваша дочь пусть поговорит с бабушкой в том же контексте – подчеркнет, как бабушка много ей дает, многому учит, и попросит в мягкой форме не так сильно ее критиковать, скажет, что ей крайне важна поддержка бабушки.
Возможно, сейчас бабушка больше чувствует в ваших словах упрек и не ощущает себя ценной, а после такого разговора задумается и станет мягче.
Удачи!