Развод родителей и постоянный контроль.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Лиза, мне 14 лет. Заранее хочу извиниться, так как этот вопрос будет довольном длинным.
Мои родители развелись, когда мне было семь лет. Но крупно ссориться начали ещё, когда я ходила в детский сад. Они запирались на кухне и кричали, кричали, постоянно кричали друг на друга. Они думали, что я сплю, но я всё слышала. Как ни странно, в том возрасте я вовсе не считала их ссоры чем-то сверхъестественным. Это было чем-то совершенно привычным для меня. Я считала, что так и должно быть, что они покричат друг на друга, но завтра будут снова улыбаться. Я совершенно не замечала ни то, как папа выпивает, ни то, как маме приходилось трудно одной вкалывать на работе, тянув на себе и папу и меня. (в то время папу уволили и он ещё два года не работал). Для меня было совершенным шоком, когда мама заявила, что нам придётся жить с папой раздельно. Но привыкла я всё же довольно быстро. В детстве всё было так просто. Я по-прежнему общалась с папой и мне было этого достаточно. Сейчас я живу в одной квартире с бабушкой, мамой и крёстной тётей. Понимание, что произошло между мамой и папой пришло ко мне относительно недавно. Буквально в прошлом - позапрошлом году я стала задумываться, почему так получилось. И сама не знаю почему, как только я стала задумываться, я сразу же стала жалеть, что мы живём не как обычная семья. Мне стало ужасно хотеться, чтобы всё стало, как прежде. Хотя за это время я уже успела привязаться к новому дому, к школе, одноклассникам. Но тем не менее я до сих пор постоянно задумываюсь - а как бы я жила, если бы родители не развелись? Помимо этого появилось ужасное чувство неловкости, когда общаюсь с отцом. Будто между нами выросла огромная стена, будто он и не отец мне вовсе... Он практически ничего обо мне не знает: ни планов на будущее, ни увлечений. Он не интересуется, да и мне самой рассказывать как-то неудобно. Звонит мне где-то раз в несколько месяцев, спрашивает, как дела, а я так нервничаю, когда разговариваю.
Вторая часть моего вопроса затрагивает проблему, ставшую для меня огромным мучением последние два года, а именно проблему контроля со стороны мамы и бабушки. С бабушкой у меня ещё с детства отношения, если честно, не складывались. Она имеет невероятно сложный характер. Выросла она в деревне, а с совершеннолетия переехала в Москву, где вкалывала, зарабатывая на заводах. Детства соответственно она тоже не видела, так как из-за больного отца с восьми лет на неё свалились все домашние хлопоты. Её будущий муж страдал алкоголизмом и умер от больного сердца. Из-за такой непростой жизни, характер её стал просто тиранским. Дома она постоянно командует и всех контролирует. Она никогда не прислушивается к окружающим и всегда считает, что права. Меня же она считает просто неразумным существом. До пятого класса она меня встречала и провожала до школы, когда все мои одноклассники давным-давно ходили одни. Уже тогда я чувствовала себя неловко. До сих пор с утра она провожает меня до метро, где я слава Богу встречаюсь с подругой (если бы не она, то бабушка наверное провожала меня до школы.) Так получилось, что школа моя располагается в другом районе, и мне каждое утро приходится ездить две остановки на метро. Я рассчитывала на помощь со стороны мамы, но она контролирует меня как бы не хуже бабушки! Каждый раз, когда я прихожу в школу, я пишу смс маме, когда выхожу - бабушке, когда сажусь в автобус - снова бабушке. И если я что-то забуду, или перепутаю, то дома у меня будет скандал! А ещё я не помню, когда в последний раз гуляла с друзьями. Мама практически никогда мне не разрешает. Бабушка и подавно считает, что у меня голова забита не тем. Я учусь в специализированном лицее с физико-математическим уклоном, на неделе ко мне ходят два репетитора. Домашнюю работу я делаю до позднего вечера. Последнее время я физически ощущаю, как кипит моя голова. Я стала ужасно нервная. Постоянно срываюсь по всяким пустякам, часто стала ссорится с друзьями, реветь по каждой ерунде. Плюс ко всему этому - мысли о папе, которые не дают мне покоя. Бабушка считает меня ужасным неадекватным ребёнком. Каждый раз, когда друзья зовут меня гулять и я спрашиваю разрешение, мама обычно даже не дослушав до конца категорически отвечает "нет", а бабушка говорит, что достаточно дать мне хоть малейшую свободу, неизвестно, где потом придётся меня искать. Я ведь говорила, что она относится ко мне, как к неразумному существу? Все каникулы я провожу сидя дома. Летом я гуляла с друзьями только один раз - на мой День Рождения. И то, под пристальным наблюдением мамы. В деревне бабушка тоже меня никуда не выпускала. Её контроль дошёл до того, что она следила за мной, когда я мылась в бане. Говорила, мол, вода там горячая, мало ли, обожгусь я. Раньше я думала, что весь этот контроль из-за недостатка внимания к бабушке. Я стала с ней близко общаться, рассказывать ей о своих делах и... скоро была послана куда подальше. " Отстань от меня, и без тебя голова болит" - так она говорила. Я совсем не понимаю её. В школе никто не знает о том, насколько сильно меня контролируют, и на этом я была спокойна. Но недавно я заметила одного мальчика, который живёт со мной в одном доме и даже в одном подъезде, на несколько этажей ниже меня. Когда собиралась в школу с провожающей меня бабушкой я постоянно встречала его в лифте, ехала с ним на одном автобусе. Сначала это несильно беспокоило меня, так как я его даже не знаю. Но недавно я случайно наткнулась на этого мальчика у меня в лицее! Как выяснилось, он на год старше меня. Не знаю почему, но с того момента, каждый раз, когда он встречает меня с бабушкой в лифте и едет со мной на одном автобусе, я ощущаю ужасную неловкость. Готова аж сквозь землю провалиться. Он то едет один...
Мой близкий друг также недавно стал подрабатывать курьером, постоянно на его деньги зовёт погулять куда-либо. Мне соответственно не разрешают, и я всегда отвечаю отказом. Несколько раз он даже обижался на меня из-за этого, думая, что это я просто не хочу гулять с ним. Но я очень даже хочу! Из-за постоянного контроля мамы и бабушки у меня рушатся отношения с друзьями! В последнее время у меня очень часто стало портится настроение. Постоянно такое странное ощущение, будто "кошки на душе скребут". Порой я даже сама не понимаю, отчего конкретно это ощущение. Разговаривать по хорошему с мамой я пробовала - это совершенно бесполезно. Она не хочет понимать меня. Моя жизнь превратилась в каждодневную серую рутину. Школа, дом, репетитор, уроки... И снова. И наверное наконец-то я могу задать главный вопрос. Как мне снова начать радоваться жизни, не мучая себя постоянными мыслями и сожалениями?
Извините, пожалуйста, за эту автобиографию, но у меня действительно накипело.
Автор вопроса: Елизавета Возраст: 14

На вопрос отвечает психолог Головатая Наталья Дмитриевна.
Здравствуй, Лиза!
С большим вниманием я прочитала историю твоей жизни. Я заметила, Лиза твой характер имеет много различных граней и качеств. Ты, Лиза: интеллектуальная, самостоятельная (не смотря на контроль со стороны бабушки и мамы), решительная, позитивная. Как человеку думающему, анализирующими, хочу тебе посоветовать. Пусть у тебя появится большая мечта. В достижении, которой нужно проявить огромную настойчивость и упорство. Всегда сохраняй позитивный настрой и надежду на разрешение той или иной ситуации. По отношению к близким будь терпеливой, внимательной, гибкой, понимающей. Попробуй спокойно поговорить с мамой, бабушкой и обрисовать свою жизненную позицию. Попробуй с отцом наладить отношения, не бойся проявлять инициативу. Звони первая, интересуйся его делами. Старайся не таить обиды на близких. Обиды имеют свойства накапливаться, и от этого возникает плохое настроение и бывает «скверно» на душе.
Лиза! Хорошего настроения и пусть твои мечты сбываются!