Помогите наладить отношения в семье.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Аня. Помогите разобраться в ситуации в семье. Моя мама постоянно кричит на всю семью, иногда даже без особого повода, в детстве даже поднимала руку на меня. И еще она сильно зациклена на уборке. Постоянно заставляет убираться, все мыть и перемывать даже если уже чисто. Из-за этого я выросла очень неуверенной и зажатой. Редко общалась со сверстниками, поэтому друзей мало. И меня это очень беспокоит. Но я уже взрослая (мне 21), переехала от родителей. И сейчас я наблюдаю такую же ситуацию с моим младшим братом. Ему 15, он в этом году пошел в 10 класс. Хотя должен был поступать в колледж после 9 класса. (Мы живем в деревне и большинство его одноклассников ушли после 9-его класса). Но он никуда не поступил, его мама никуда не пустила. Аргументировала это тем, что ему надо будет квартиру снимать и учебу оплачивать (хотя с его оценками можно было спокойно поступить на бюджет и предоставляются общежития). Мне кажется, что она просто испугалась остаться одна, что у нее не будет больше никто бегать на побегушках и заниматься какими то непонятными делами с утра до вечера. Я попыталась с ней поговорить, объяснить, что для него будет лучше поступить в колледж, там он образование получит выше чем в школе, да и познакомится с новыми ребятами, но она даже договорить мне не дала, сразу начала кричать, так мы ни до чего не договорились. Сейчас он живет с ней, ходит только в школу и в магазин. Со сверстниками не общается, друзей нет. Выполняет всякую домашнюю работу чуть ли не до ночи. А когда у него есть свободное время сидит либо за компьютером или перед телевизором. Становится закрытым, ни о чем не хочет разговаривать. Снова пыталась поговорить с мамой, пыталась ее убедить дать ему побольше свободы, чтобы он почаще мог выходить гулять, а то у него и так нет друзей. Она ответила «ну и хорошо, что нет друзей». Ей вообще наплевать на его дальнейшую жизнь, потом ему очень сложно придется в жизни. Даже не знаю либо она правда этого не понимает, или ей все равно и она думает лишь о себе. Помогите советом как наладить отношения в семье, как помочь брату совсем не замкнуться в себе, наладить отношения с окружающими, что бы у него появились друзья. Постоянно заступаться за него я не могу, живу в другом городе, а по телефону когда пытаюсь поговорить с мамой, если ей не нравиться направление разговора бросает трубку. Надеюсь на Вашу помощь. Заранее, спасибо.
Автор вопроса: Анна Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Анна, здравствуйте,
Давайте перечитаем: «как наладить отношения в семье, как помочь брату совсем не замкнуться в себе, наладить отношения с окружающими, что бы у него появились друзья. Постоянно заступаться за него я не могу, живу в другом городе…»
Анна, сами посудите, ведь если Вы хотите помочь брату, то Вы не можете оставаться на позиции: «постоянно заступаться за него я не могу, живу в другом городе..»
Попробуйте оценить собственную готовность. Если Вы не готовы помогать брату, то, к сожалению, психологических советов не существует, и психолог ничем не сможет помочь.
Анна, по Вашему описанию, мама не мягкая, не особо принимающая. Вы переживаете за брата, Вам не комфортно от того, что ему плохо. Но Вы как бы не готовы включиться для решения проблемы.
Возможно, Вы переживаете нечто подобное, а именно: «если остаться сейчас в стороне, и не помочь брату, то это невыносимо, но я не чувствую сил и возможности помочь». Возможно, именно в этом Ваша личная проблема, Ваш повод искать поддержки. Конечно, Вы любите брата.
Анна, никто со стороны всё это не решит, Вы же сами, наверное, понимаете… Вам 21 год. Прекрасный возраст для подведения итогов своего духовного становления, которое Вы уже обрели (наработали) за предыдущие годы. Подумайте, что Вы сами реально сможете сделать и как Вы могли бы помочь брату.
Анна, постарайтесь и приложите все усилия, чтобы общаться с братом как можно чаще. Вроде Вы от мамы оторвались, и вроде как независимость приобрели. Постарайтесь больше общаться с братом. Звоните ему чаще. Спрашивайте, как он и что. Как говорится, держите руку на пульсе. Помогайте советом и действием, если в этом увидите необходимость.
Сложно, трудно и некомфортно… Но если Вам не хочется, и Вы не готовы – то и никто не поможет. Так ведь?... Вы его сестра. Не знаю, что бы я ещё могла Вам предложить – это было бы уже не эффективно, наверное… Постарайтесь. У Вас есть отличная возможность, максимально благоприятный ресурс – то, что Вы от мамы оторвались, и можете очень многое сделать со своей позиции. Можете многому научить брата. Можете реально «провести» его по пути. Обязательно прислушивайтесь к тому, что хочет Ваш Брат сам. Не впадайте в иллюзию того, что Вам кажется, что Вы и сами знаете, как и что для него лучше. Ваша задача – быть рядом и помогать, но решения брат должен принимать сам.
Удачи Вам! И всего доброго!
С уважением,
Шиколаева Светлана, психолог
Вы можете обратиться ко мне за психологической поддержкой, консультированием или психотерапией.
+7 915 267 3638
[email protected]
Skype: svetlashi