Конфликт с классным руководителем.

Вопрос психологу:
У меня конфликт с классным руководителем моего сына. Она часто жалуется на его поведение. В последний раз она возмущалась тем, что он читает реп перед старшеклассниками и на ее взгляд выставляет себя посмешищем. Я поговорила с сыном, встала на ее сторону. Но сам конфликт разгорелся на почве того, что документ, который выдают в школе всем без исключения ученикам и был поставлен срок для этого до 1 января моему сыну так и не дали. Я у нее неоднократно спрашивала, и просила помочь. И когда в очередной раз моему сыну отказали я позвонила ей и попросила объяснить. В разговоре сказала, что дети ее не слушаются потому что не уважают. Она же опять начала мне говорить про поведение моего сына, какие-то откровенные глупости. Я ей так и сказала, что за глупости вы говорите, на что она мне ответила, что она не глупая и бросила трубку. На следующий день я пошла к директору по поводу выдачи документа, а у сына как раз был классный час. Учитель меня увидела и сказала я с вами разговаривать не буду. Я ей ответила, что вообще -то и не собиралась и пришла к директору. Но его не оказалось и она с помощью учеников вызвала меня на классный час. И тут на меня набросились ученицы с ее класса. Она устроила мне так сказать с моим сыном публичную казнь, то есть на меня стали возмущаться все ученики, говорить о том, что мой сын себя плохо ведет (хотя сами они далеко не идеальные) одна девочка ну просто возмутительно себя вела, а учительница ей ни слова не сказала. В ответ на это я сказала, что буду отстаивать права сына. Сын не хочет переходить в другой класс. Я не хочу больше иметь общение с классным руководителем и сказала ей об этом, а также о том, что мой сын не будет ходить на классные часы, а я больше не буду ходить на классные собрания. Я не знаю имею ли я на это право, но учитель, на мой взгляд, сам не может найти общего языка с учениками и в частности с моим сыном. Я два дня подряд не могу придти в себя от этой ситуации и нахожусь на грани нервного срыва. Задумываюсь о том, не стоит ли мне написать заявление на классного руководителя.
Автор вопроса: Светлана Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Здравствуйте, Светлана!
В любом конфликте виноваты обе стороны. Виноваты в том, что допустили ситуацию до конфликта. Понятно Ваше стремление защищать сына и быть на его стороне, это правильная родительская позиция, но при этом Вы должны стараться всегда объективно оценивать его поступки и не попускать своим отношением какое-то явно неправильное поведение. Вы не должны при сыне возмущаться классной руководительницей, тем более говорить, что она глупая. Потому что такое отношение к учителю, которое ребёнок перенимает и усваивает, влияет на его отношение к школе и обучению вообще. Это может снизить мотивацию учиться, обесценить учёбу. А вот если Вы научите с детства ребёнка уважительному отношению к окружающим (в первую очередь своим личным примером), то Вы здорово упростите ему дальнейшую адаптацию в обществе, ему будет просто и радостно общаться с людьми, его будут лучше принимать и любить. Мы ведь все этого хотим своим детям.
При жалобах ребёнка на учителя, что бы ребёнок ни говорил, Всегда лучше воздержаться от скоропалительных выводов и сказать: «я поняла, пожалуйста, успокойся, я обязательно разберусь, я схожу и поговорю с учителем, а потом мы обсудим, как быть». И сходить, и поговорить как можно скорее.
Конечно, любой разговор с учителем должен начинаться в спокойном и уважительном тоне. Если Вы уверены, что учитель где-то в чём-то не прав, то постарайтесь донести это до него благожелательно (насколько возможно). Даже самые «суровые» педагоги способны прислушиваться к родителям и менять своё поведение и отношение, если они чувствуют, что родитель, во-первых, «в теме», а во вторых, не права пришёл качать, а конструктивно хочет решить проблему.
Вы, к сожалению, конфликт настолько запустили, что попали в очень неприятную ситуацию откровенной вражды. Тот, кто стремится решить конфликт силой (повышенные тона, неуважительные высказывания, жалобы в инстанции), тот нанесёт себе самому столько урона, что никакая «победа» не сможет скомпенсировать. Да и в чём эта победа заключается?
Но Вам, Светлана, важнее даже помнить, что не только Вы сами, но и Ваш сын терпит урон, и ему, возможно, намного сложнее будет пережить Ваш конфликт с учительницей, чем Вам самой.
Знаете, кто первым выходит победителем из любого противостояния, любого конфликт? Тот, кто делает первым шаг к примирению, к пониманию и поиску компромисса. То, что страдает Ваш сын, это должно подстегнуть Вас сделать этот первый шаг самой как можно быстрее. Начните с того, что пересмотрите всё предыдущее общение с учительницей. Что бы она сама ни говорила и ни делала, но Вы ведь и сами допускали неуважительные высказывания в её адрес. Вы говорили ей, что её не слушаются и не уважают дети (безусловно, Вы имеете право на подобное мнение, но высказывать его, если уж на то пошло, нужно не учителю в лицо, а его руководителю, директору, а уж задача директора разобраться с этим), что она говорит глупости и т.п. Проще говоря, на Вас, Светлана, есть за что обидеться… Далее постарайтесь учительницу понять. Подумайте, что может быть причиной того, что она постоянно жалуется на поведение сына. Возможно ведь, что она не просто придирается? Ну и настройте себя на то, чтобы сделать попытку наладить с ней отношение.
Подождите пока жаловаться директору, Вы всегда это сделать успеете. Даже если до этого и дойдёт, лучше это будет сделать после того, как Вы успокоитесь и полностью взвесите все за и против. Но скорее всего, если Вы правильно поговорите с учителем, до этого и не дойдёт, никому ни на кого жаловаться не придётся.
Хоть учительница и сказала, что общаться с Вами она больше не будет, Вы всё-таки можете ей позвонить и попросить Вас выслушать. Сказать, что Вы готовы сменить тон и ещё раз попробовать обсудить те проблемы, которые сложились у сына в школе: документ, его поведение и всё остальное. Если Вы найдёте в себе силы для этого, и для того, чтобы быть готовой извиниться за какие-то свои чересчур эмоциональные слова и разговоры, то как бы она не отреагировала - это уже не Ваша ответственность. Ваша задача – сделать первый шаг к примирению и не углубиться во вражду повторно, если, к примеру, учительница свой тон так и не поменяет. В любом случае нервного срыва у Вас после этого не будет, и на душе станет спокойней. И сыну Вы подадите отличный пример.
Желаю, чтобы у Вас всё получилось. Удачи!
С уважением,
Шиколаева Светлана, психолог
Вы можете обратиться ко мне за психологической поддержкой, консультированием или психотерапией.
+7 915 267 3638
[email protected]
Skype: svetlashi