Ненавижу свое тело. У меня витилиго.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Прежде всего сразу благодарю вас за ответ и помощь. Хотела бы узнать что можно сделать с тем, что я ненавижу свое тело. Мне не нравится ни одна его часть, мне все хочется изменить в нем. Так было всегда с детства, я всегда хотела быть на кого-то похожей, всегда был какой-то образец, которым надо было стать, но никогда-собой. Я болею витилиго, от этого ненавижу его еще больше. Что-то я изменить могу, а что-то (кожу, кривые кости) - нет. Понимаю, что надо принять то, что не могу изменить, но не могу этого сделать. не могу полюбить себя и не люблю. По всей видимости это транслируется во внешний мир и делает меня невидимой для противоположного пола (никогда не было парня). Я прочитала много книг, перепробовала различные техники, установки, просила Бога помочь мне, исцелить, ничего никогда не получалось. Я не страшная, даже симпатичная, не глупа.. но мне этого мало... у меня очень завышенная планка . не могу это изменить. вижу, что есть девушки с абсолютно посредственной внешностью , но счастливые, уверенные и окруженные вниманием и хочу быть такой же. Как полюбить себя по-настоящему? Не просто проговоривать "я люблю себя, я самая красивая"(потому-что это не работает для меня ни в каком виде, я не верю этому , потому что это не так), а по-настоящему влюбиться в себя. Устала уже, такое чувство, что рождена страдать. Не могу жить просто и наслаждаться - постоянно скатываюсь в депрессию, внутри как будто черная дыра. Травмы никакой не было на моей памяти. Просто всю жизнь было какой-то несчастной и не в ладах с собой. Подскажите пожалуйста можно ли что-то сделать ? Большое спасибо!
Автор вопроса: Катя Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Нестерчук Наталья Валерьевна.
Здравствуйте, Екатерина!
Не знаю, как ответили бы другие психологи, но я думаю, что учиться любить себя такой, какая Вы есть – это очень непростой и порой длительный процесс. У многих людей, не имеющих такого кожного заболевания, тоже возникает подобный вопрос. И чаще дело даже не в заболевании, а в том, откуда берётся нелюбовь к себе, откуда «ноги-то растут».
Как давно Вы болеете этой болезнью? С самого рождения? Или оно возникло позже? Какая ситуация предшествовала развитию этого заболевания?
Возможно, кто-то из значимых людей когда-то привил Вам эту «ненависть к своему телу», что-то сказал, как-то не так отреагировал на внешность, либо «некрасиво» пошутил, или Вы восприняли сказанное кем-то замечание иначе, чем он хотел это выразить. Может, Вас кто-то сравнивал всё время с кем-то, не принимал Вас как есть или был мотив «желать Вам лучшего». И это запомнилось, запечатлилось на долгие годы как «ярлык», превратилось в «заболевание» и Ваше собственное мнение о себе, искажённое восприятие себя самой.
Витилиго – это одно из психосоматических заболеваний, в психологической основе которого лежит нарушение баланса или дисгармония в отношениях человека с окружающим миром, трудности контактов (общения), страх быть отвергнутым, чувство ненужности и невостребованности. Поэтому человек постепенно и отвергает ценность себя самого, стремится к самоизоляции, не чувствуя себя полноправным членом общества. А кожа помогает ему в этом – появляются светлые пятна – как бы «кричащего» сигнала о том, что человек хочет заявить о себе, своих потребностях, обратить на себя внимание, что чаще происходит бессознательно/неосознанно/. Такой человек чувствует себя изгоем (живет с ощущением, что «я не такой(ая), как все»). Его отличает также чувство отчужденности и отрешённости, пропадает интерес к окружающему миру.
Возможно, у Вас авторитарные родители, которые всегда знают «что Вам нужно», или, наоборот, игнорируют Ваши интересы, запрещают делать то, что Вам нравится, ссылаясь на «неполезность» этого. Это всего лишь мои предположения. Однако, как говорится в научной литературе, «такие запреты лишают ребенка естественным образом освобождаться от избытка энергии». «И в дальнейшей жизни человек, сталкиваясь с невозможностью удовлетворить свои потребности, начинает подавлять свои эмоции, тем самым, накапливая напряжение. А подавленные эмоции провоцируют рост антител, которые потом выходят наружу как кожные недуги.»
На самом деле эта болезнь защищает Вашу индивидуальность.
Несмотря на всю эту ситуацию, Вы говорите: «Я не страшная, даже симпатичная, не глупа..». Это уже пусть маленькая, но… любовь к себе. Вся красота, которую Вы видите в других, - это есть и в Вас, иначе бы Вы не заметили этого качества в других. Всё, чем Вы восхищаетесь в других – есть и в Вас. Вы просто не позволяете этому быть заметным в реальности. И «парня нет» не из-за Вашего заболевания, и не потому, что Вы «невидимы для противоположного пола», а потому, что от Вас исходит энергия «изоляции» от других. Молодые люди это чувствуют, поэтому и не приближаются слишком близко. Так как их на самом деле «там не ждут».
Любовь к себе начинается с момента принятия факта: если Вы родились – значит Вы этого хотели. Значит это было необходимо. И если Вы есть, то это Ваше полное право, право жить, право быть, право развиваться и самосовершенствоваться. И рождаемся мы не для того, чтобы страдать, а для того, чтобы через страдания научиться быть счастливыми. Вы – уникальная самоценная личность, со своим внутренним миром, особенностями, взглядом на жизнь. Как любой перфекционист – стремитесь быть идеальной и совершенной. Это нормально! Однако не стоит стремиться быть на кого-то похожей. Так как Вы начнёте жить не своей жизнью, и это рано или поздно приведёт Вас к ещё большим разочарованиям, может появиться зависть, ревность, злость на себя и других, мир в целом. И в своей жизни Вы не будете чувствовать себя «в безопасности».
Вы категорически не верите в эффективность позитивных аффирмаций. Да, согласна с Вами, если мужчина будет всё время повторять, что он женщина, то не факт, что у него изменится физическое тело, может, лишь характер. Однако позитивные убеждения могут существенно влиять на формирование «положительных» межнейронных связей в головном мозге, а, следовательно, и на психику человека в целом. Это уже доказали учёные.
Для начала попробуйте принять тот факт, что Вы заслуживаете, чтобы Жить, имеете ПОЛНОЕ ПРАВО выражать себя так, как хотите, свободно, не оглядываясь на то, как это оценят другие. Делать то, что Вам нравится, дарит вдохновение. Позволяйте себе иногда «маленькие радости», не важно что это: что-то вкусное, или прогулки в красивых местах, парфюм, аксессуары для одежды, кино, концерты, хэнд-мэйк (что-то своими руками), какой-то вид спорта или танцы. Что угодно, что приносит Вам радость, помогает проявить Ваши творческие способности. Позвольте себе получать то, что хочется (в разумных пределах конечно ?). Научитесь доверять себе и своим потребностям. Именно своим, а не чужим. Научитесь слышать себя. Поощряйте и хвалите себя, когда у Вас что-то получается. Пусть даже это будет мелочь, которая раньше не получалась, а теперь «свершилась»! В этом нет ничего дурного. Сам себя не похвалишь – никто не похвалит! Вы же знаете это. Из отношения к себе складывается и отношение к другим и других к Вам. Это Закон Бумеранга или Подобия. Если Вы хотя бы начнёте это делать по отношению к себе, будете делать это регулярно (как например, кушать или умываться, причёсываться каждый день), то постепенно день за днём Ваша самооценка начнёт меняться. И мир уже не будет казаться таким жестоким.
Надеюсь, Екатерина, мой ответ будет Вам чем-то полезен. Берегите себя!
С Уважением, психолог Наталья.