Почти два года проблемы с ЖКТ. Конфликты и рвота.

Вопрос психологу:
В феврале 2018 года начались проблемы с ЖКТ. Постоянная тошнота, периодическая рвота, спазм в эпигастрии, невозможность нормально кушать и минус 12 кг. Обследовалась у разных докторов, ставят разные диагнозы, а лечение помогает лишь на время. Сил никаких нет. Доктора не знают, что со мной делать. Стала думать, что проблема идёт от головы. Первый эпизод случился внезапно. После завтрака через 20 минут меня вырвало (не знаю, накануне не было стрессов, единственное, я стала ходить на курсы, чтобы сменить профессию и выйти на новое место после декрета). Через 2 недели это повторилось вновь, но накануне был стресс. Свекровь послала меня за то, что я сказала, не надо нам говорить как воспитывать нашего ребенка. И мама попала на операционный стол и чуть не умерла от потери крови из-за врачебной ошибки. На следующий день мне было очень плохо, вызывала скорую, но от госпитализации отказалась, оставить ребенка не с кем. Думая, что свекровь старый человек и уважая ее, я переступила через себя и позвонила ей, чтобы извиниться. На меня было вылито куча грязи, а потом она ещё всем рассказывала, что я в ногах у нее валялась и молила о прощении.Ну вот больше конфликтов не было, а все эти 2 года мне хуже. Две недели хороша, потом сбой и по новой. Заметила, что если дома муж или моя мама, на выходных, в отпуске, мне хорошо, а как только я остаюсь одна с ребенком... Словно ответственность эта довлеет надо мной. Из моих страхов: боюсь остаться без нормальной работы после декрета, грызет голову мысль, что я нахожусь на иждивении у мужа, что не приношу денег в дом. Боюсь, что заболел серьезно и не смогу воспитывать своего сына. Мне ничего не хочется, хотя все хорошо. Вкратце так.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Ирина!
"Все болезни от нервов" - нам всем знакома эта фраза. Некоторые высказывания мы настолько часто слышим, что перестаем понимать тот глубокий смысл, который в них заложен. Давайте же более развернуто представим эту фразу и попытаемся заглянуть в тот смысл, который в ней скрывается.
Начнем с понимания того, что представляет из себя человек в окружающем мире.
Как устроен человек? Строение человека можно представить на двух уровнях - объективном и субъективном. Как объект материального мира человек состоит из живых клеток, образующих ткани, тканей, образующих органы и систем, образуемых различными органами. В частности, нас будет интересовать нервная система человека. Субъективный уровень представляет собой все, что связано с внутренним миром человека.
Нервная система предназначена для того, чтобы управлять работой всех тканей, органов и систем организма. Благодаря нервной системе все части организма функционируют как единое целое, обеспечивая гомеостазис - постоянство внутренней среды. Она состоит из центральной нервной системы и периферической. Высшим отделом центральной нервной системы является головной мозг, наиболее развитой тканью которого является кора, состоящая из так называемого серого вещества. Именно это вещество и является материальным субстратом нашего сознания, которое, собственно, и отражает как внутренний так и внешний мир. Таким образом, кора головного мозга и содержащееся в нем сознание являются связующим звеном между этими двумя мирами.
За функционирование всех тканей, органов и систем отвечает периферический отдел нервной системы, который представлен вегетативной нервной системой. Она, в свою очередь, делится на два основных отдела - симпатический и парасимпатический. Один из них повышает тонус, другой - снижает. Это вкратце пока все, что нам нужно знать о нервной системе.
Теперь поближе познакомимся с субъективной частью. Коротко разберем из чего состоит внутренний мир человека. Центральной частью этого мира является - личность человека. Внутренний мир тоже имеет определенное иерархическое строение. Низшая его часть представлена ощущениями, поступающими от внутренних и от внешних органов чувств в головной мозг. Далее вся поступающая информация, по мере восхождения, обрабатывается и отражается в том самом связующем звене - в сознании. В структуре личности эта часть представлена врожденными инстинктами и темпераментом. Высшая часть структуры внутреннего мира связана уже с сознанием человека. Сюда можно включить личный опыт, привычки, знания, убеждения (также предубеждения и заблуждения), верования, социальные установки и т.д. Это коротко, что касается человека.
Далее так же коротко давайте коснемся мира внешнего. Прежде всего, это материальный мир, в котором существует человек - окружающая природа, климат и различного рода предметы, от посуды до жилища. Но главной составляющей внешнего мира для человека является мир социальный, без которого человек, собственно, никогда не смог бы стать человеком. Именно мир социальный является той культурной средой, в которой живет и развивается человек. Культурная среда включает в себя опыт всех предшествующих поколений выраженный в науке, технике, искусстве, религии, обычаях, традициях и т.д. Поэтому внутренний мир человека можно считать уменьшенной копией той культурной среды, в которой вырос человек. Эта уменьшенная копия определяет смыслы, которые вкладывает человек в различного рода вещи (будь то материальные, либо духовные).
Теперь можно перейти к Вашей проблеме.
Судя по Вашим словам, проблемы со здоровьем у Вас начались около двух лет назад. Медицинское обследование у разных врачей приводило к разным диагнозам. Как следствие, они пытались лечить Вас от разных заболеваний, что, в конечном итоге, не привело к положительным результатам. Следовательно, их выводы по результатам обследований были ошибочными. Что же могло послужить этому причиной? Оставляя вне сомнения профессионализм врачей, причиной могла стать сложность выявления заболевания.
Вот тут давайте вспомним - "все болезни от нервов".
Дело в том, что перечисленные Вами симптомы, очень напоминают расстройство вегетативной нервной системы, которая непосредственно управляет деятельностью всех органов. При таких расстройствах нормальное (здоровое) функционирование органов нарушается, что может повлечь за собой нарушения жизнедеятельности всего организма, на всех уровнях - от биологического (обменные процессы) до психологического (раздражительность, тревожность, апатия, депрессия и др.). При таких расстройствах, сами органы, как правило, остаются здоровыми, нарушается только ритм их деятельности. Поэтому такие расстройства представляют некоторую сложность в диагностировании.
Теперь обратимся к причинам. В корне таких расстройств могут лежать причины как органического, так и психологического характера. Но, если результаты обследований не выявили органических отклонений, следует искать причину в психологической сфере.
Одной из причин, приводящих к расстройствам нервной системы является стресс. Сам по себе стресс явление нормальное - это лишь ответная реакция организма на изменившиеся условия внешней среды, которые предъявляют ему новые требования. Поэтому без стресса невозможно было бы адаптироваться к новым условиям. Болезненное проявление стресса начинается тогда, когда его воздействие превышает возможности организма. Это либо сильное психологическое потрясение, либо слабое, но регулярно повторяющееся в течение длительного времени отрицательное психологическое переживание.
У Вас проблемы во взаимоотношениях со свекровью. Что, само по себе, явление весьма распространенное. Конфликты часто возникают на почве отношения к детям (внукам) в области воспитания. Поскольку это явление очень часто встречается и в других семьях, но далеко не всегда приводит к вегетативным расстройствам, то причины этому, я думаю, следует поискать внутри. Обратимся к индивидуальным психологическим особенностям личности.
Возможно, в силу своих личностных особенностей Вы слишком болезненно реагируете на замечания своих близких. От этого, возможно, Вы преувеличиваете негативное отношение к Вам с их стороны. Наверняка, все обстоит не так угрожающе. Попробуйте спокойнее к этому относится, без излишней критики.
Другой стрессогенный фактор - это болезнь Вашей мамы. Все мы боимся потерять своих родственников. Это тоже может послужит причиной повышенной тревожности.
И, наконец, Вы, насколько я понял, осваиваете новую специальность, что тоже является стрессовой ситуацией. Так как возможность получить новую работу для Вас является очень важной, то, следовательно, это тоже может послужить повышению тревожности. Тревожные ожидания здесь могут быть связаны с мыслями о возможной неудаче. Поэтому не стоит преувеличивать последствия таких неудач. От них не застрахован ни один человек и не всегда неудачи бывают связаны с самим человеком - могут быть и объективные причины этому.
Все это накладывается на самочувствие. И как результат это могло привести к нарушению функционирования вегетативного отдела нервной системы. Часто это заключается в разбалансированности работы симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Что проявляется в описанных Вами симптомах. А так как в организме все связано, то нарушение работы отдельных органов, как правило, отражается на психологическом состоянии человека. То есть даже незначительные отклонения в работе различных органов, могут порождать различные болезненные психологические переживания, проявляясь в слабости, раздражительности, страхах, панических атаках, депрессии и др. А болезненные психологические переживания, в свою очередь, усугубляют нарушения деятельности организма.
Вот такой вот, вкратце, смысл всем хорошо известной фразы - «все болезни от нервов». Такой получается замкнутый круг.
Но отчаиваться не стоит. Для современной медицины лечение таких расстройств не составляет никаких проблем. К тому же существует множество средств из народной медицины. Я думаю, Вам следует еще раз обратиться к специалисту в области неврологии.
Желаю Вам побольше положительных эмоций и успехов в преодолении житейских трудностей. И больше внимания уделяйте вопросам психологической гигиены и профилактики.