Эписиндром, участились приступы.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Жила я в Архангельской области, когда мне было 8 лет мы переехали в Республику Коми. Здесь я пошла в 3 класс. Всё шло ничего, но в 12 лет у меня начались приступы эпилепсии. Врачи поставили эписиндром. И у меня жизнь как будто обрушилась. Со мной в школе никто не хотел дружить, да и сейчас у меня нет особо подруг. Я закончила школу, получила высшее образование. Работала на хороших предприятиях. Но я не была особо счастлива. Приступы повторялись 1-2 раза в месяц. В 2007 году я познакомилась с парнем и мы начали встречаться. Для меня это было что-то особенное, так как в школе и старше я не познала этого. С парнем мы начали жить, я забеременела. Родился сын. Сын здоров. Парень начал пить и мы на 3 года расходились с ним. Всю любовь я отдавала сыну, помогала мама. После трех лет парень закодировался и мы снова начали жить, я простила его, т.к думала, что сыну нужен отец. В 2017 году приступы стали учащаться и я поехала в город. Прошла полное обследование. МРТ головного мозга и у меня нашли умеренно наружную гидроцефалию и врач сказала, что приступы из-за этого. Назначила лечение. Приступы стали реже, но меня стала чаще мучить депрессия. Как из нее выходить не знаю. Пью левирицитам 3000 утром и вечером и карбамезипин 200 утром и вечером. Стараюсь организм поддерживать витаминами и ноотропами, но они дорогие и получается купить не всегда. У меня очень тяжело проходит ПМС. За 10 дней у меня меняется настроение, я могу заплакать на ровном месте. Щитовидка в норме. Сейчас надо ехать к врачу в июле, но до него еще очень далеко а как жить с депрессией не знаю?
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Чинючина Алина Равилевна.
Здравствуйте, Татьяна.
Очень вас понимаю, жить с болезнью не очень-то сладко, это тяжело. Но это не значит, что нужно ждать, пока пройдет само, или тянуть время.
Эпилепсия – это, к сожалению, жесткие ограничения, которые на жизнь накладывает болезнь. Уверена, что за эти годы вы уже выучили, на что у вас чаще всего бывают приступы. Насколько мне известно, самые вероятные их причины – недосып, стресс, мигающие цветные пятна, у кого-то – определенные запахи или лекарства. Постарайтесь исключить из своей жизни эти причины… хотя уверена, вы и так их избегаете, вы свой организм знаете лучше меня. Постарайтесь высыпаться хотя бы минимально и нормально питаться. Стресс… с ним сложнее. Вы не пишете ничего об отношениях с мужем (отцом ребенка? Сожителем? Простите, не знаю, как правильно будет), как складывается ваша семейная жизнь, пьет ли сейчас этот человек. Если да – вот он вам, стресс готовый, жизнь с пьющим человеком – испытание даже для здорового. Есть ли у вас конфликты, сложности в отношениях? Эпилепсия очень не любит нервных потрясений и переживаний.
Постарайтесь соблюдать режим дня, не допускать резких скачков перегруженности и усталости – эпилепсия этого тоже не очень любит, насколько мне известно. В общем, наладьте, в первую очередь, физическую составляющую вашей жизни, а она проста до банальности – сон, еда, отдых. Да, это не всегда возможно; да, такие рекомендации часто вызывают или смех, или раздражение и злость… но – что ж поделать, если организм не спрашивает нас, хотим ли мы этого, а выставляет свои требования. Старайтесь побольше двигаться, желательно на свежем воздухе. Простая прогулка пешком может заменить «обязательно нужную, но ненавистную» утреннюю гимнастику. По возможности ешьте три раза в день, а не один раз на бегу. Желудок и прочие органы скажут спасибо, и это тоже скажется на моральном самочувствии. Старайтесь спать. Если сон у вас нарушен – это тоже признак депрессии, кстати – попросите у невролога успокоительные или снотворные.
Также в вашем случае я бы очень рекомендовала обратиться к врачам. К неврологу для начала, а потом и к психотерапевту, потому что если вы подозреваете у себя депрессию, это может усугублять ваше состояние. Но надо понимать, что медицинская депрессия, диагностированная специалистом, и ваше предположение – это разные вещи. Сейчас слово «депрессия» стало модным, его используют все подряд. Так что не нужно вешать на себя ярлыки, но надо разобраться. Если у вас именно она, вам назначат антидепрессанты, и конечно, под контролем врача. Но для этого нужно еще и подобрать лечение для эпилепсии. И возможно, к гинекологу, если тяжело проходит ПМС.
Татьяна, сейчас короновирус и карантин, но есть же онлайн-врачи, их много, и они тоже могут помочь. Есть поликлиника… я не знаю, в каком городе или деревне вы живете, но хотя бы фельдшерский пункт у вас есть? Если да, вам должны выдать направление к неврологу в другой город, если нет своего. Тем более, если у вас установленный диагноз – все это время вы должны были у кого-то наблюдаться, ведь кто-то выписывал вам те лекарства, что вы сейчас принимаете. Эпилепсия – это и необходимость проходить ЭЭГ каждые полгода, делаете ли вы их? Самолечение здесь может быть очень опасно.
Ну, и самое сложное. Вам нужно разобраться в своих отношениях с собой и жизнью. Вы пишете, что никогда не были особо счастливы. Наше эмоциональное состояние тесно связано с физическим. Чем счастливее чувствует себя человек, тем легче у него протекают болезни, это уже доказано. Так что – тем более, если у вас депрессия – не обойтись без психологической работы с собой. Если депрессию у вас диагностируют, то таблетки таблетками, но без изменения привычного отношения к жизни и способов реагирования на нее, на окружающих, без изменения своего отношения к жизни не обойтись.
Пока же могу порекомендовать следующие простые способы. Но хочу сказать вот что. Предполагаю, что вы ждете от меня быстрой, скорой помощи. Которая похожа на волшебную палочку: махнули – и проблема исчезла. Могу вас разочаровать – в вашем случае так не будет. Да, есть некоторые способы более-менее быстрого действия, но их мало, и без длительной, глубокой работы они будут бессмысленны. Это как лечить нарыв, замазывая его тональным кремом.
Тем не менее, вот некоторые.
Вспомните, пожалуйста, было ли у вас в жизни какое-то занятие, дело, увлечение, которое приносило радость и удовлетворение. Любое! Не обязательно то, которое «правильно», может быть и то, о котором мама в детстве говорила «пустая трата времени» или «глупостями занимаешься». Если эти «глупости» приносили вам радость – вспомните о них. Попробуйте уделять им хотя бы десять минут в день.
Каждый вечер отвечайте себе на несколько вопросов:
1. За что сегодня я могу сказать спасибо? (кому угодно и чему угодно, не меньше 5 ответов)
2. Кому я могу сегодня сказать спасибо? (не меньше 5 ответов)
3. Кто может мне сегодня сказать спасибо? (не меньше 5)
4. За что мне сегодня можно сказать спасибо? (не меньше 5)
5. Что хорошего было сегодня? (не меньше 5)
Старайтесь читать и смотреть как можно больше смешного, веселого, юмора. Комедии, сатиру, да хоть бы и те же анекдоты. Оградите себя от новостных лент (правильно говорил Булгаков – «не читайте перед обедом советских газет»). Смех – хорошее лекарство.
Пока – так. Дальнейшее будет ясно после того, как вы дойдете до невролога и психотерапевта. Вам обязательно порекомендуют что-то еще и скорее всего посоветуют длительно поработать с психологом. Если снова будут вопросы – обращайтесь.
Уверена, у вас хватит силы воли на то, чтобы что-то изменить в своей жизни. Вам есть ради чего жить и бороться.
Удачи вам!