Почему я так боюсь выбора и не могу найти работу по душе?

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемые психологи! Спасибо большое за вашу помощь и поддержку. Ознакомившись с материалами сайта, я убедилась, как много вы делаете для того, чтобы помочь другим людям обрести себя, найти решение своих проблем и обрести душевную гармонию.
Моя проблема заключается в том, что каждый раз, когда возникает необходимость сделать какой-то выбор (по большей части в профессиональной сфере), меня охватывает почти панический страх, и я не могу принять хоть какое-то решение и чаще всего просто откладываю проблему "на потом".
Несмотря на то, что я совершеннолетняя, мои родители всегда помогали мне и поддерживали морально и финансово, по большей части я в состоянии обеспечить свою жизнь благодаря им. С постоянной работой у меня всегда были какие-то проблемы. Во время учебы на очном отделении бакалавриата (когда я еще жила дома с родителями), у меня просто не хватало на неё времени; я подрабатывала фотографом, но деньги в основном расходовала на обновление своей же техники и заказов было совсем немного. Несмотря на это, фотография всегда мне очень нравилась, и мне удалось существенно вырасти в этом деле и наработать портфолио снимков, которые не стыдно публиковать и даже нравятся мне самой (а я очень критично отношусь к своей работе). Когда я окончила университет в родном городе (по специальности дизайнер интерьера, бакалавр), в сентябре этого же года я переехала в Санкт-Петербург, чтоб продолжать учёбу в магистратуре и устроиться на постоянную работу. Первое время мне было очень сложно психологически адаптироваться, и возникали сложности в учёбе. Также я столкнулась с тем, что при полноценной учёбе даже на очно-заочном отделении, у меня попросту нет времени на работу, т.к. днём я делала задания, а вечером шла на учёбу. Также в незнакомом городе у меня совсем не было заказов по части фотографии, так как меня здесь никто особо не знал. Я ужасно переживала по этому поводу и мне казалось, что я бездельник и ничего не могу, и чем больше я себя накручивала, тем меньше мне всё удавалось и тем больше я ненавидела свою немощность и постоянно чувствовала жгучую вину перед родственниками, у которых я занимала комнату. Однако я всячески старалась экономить деньги, которые мне давали родители и снять своё жильё возможности не было. После Нового года у меня появились кое-какие проекты уже по своей специальности, но их было очень мало и мне всё время казалось, что мне нужна какая-то постоянная работа, чтоб перестать осуждать себя за то, что я не работаю, как все, а в свои 22 года продолжаю только учиться и подрабатывать, и часть денег мне всё равно дают родители. Мне бы очень хотелось, чтобы ситуация приобрела другое направление, и напротив, я помогала и посылала домой деньги, а не они мне; хотя дома у меня ничего не просят в плане финансовой помощи, а только верят в меня и морально поддерживают. Семья у нас небогатая. В марте этого года меня внезапно пригласили на работу не совсем по моей специальности, и мне там сразу не понравилось, но я туда всё равно устроилась, чтобы в конце концов перестать ненавидеть себя за отсутствие офисной работы. Я очень далеко ездила и спала по 4-5 часов и у меня возникли трудности в учёбе, и к летней сессии я всё же оттуда уволилась. Решение уйти с работы мне далось ужасно нелегко; было гнетущее ощущение, что я слабая, жалкая и меня никуда больше не возьмут, я ужасно боялась, что поступаю неправильно. У меня были "запасные" проекты, которыми я занялась сразу после увольнения (я нашла удалённую подработку, но с очень нестабильными выплатами). Выбор для меня всегда был камнем преткновения... Когда мне что-то предлагают сделать или куда-то устроиться, первой моей реакцией всегда является страх не соответствовать, не смочь, а главное, не успеть по срокам и всё завалить (для интерьерных проектов сроки довольно строгие, особенно в профессиональных студиях). После я обнаружила, что и выбор отпустить что-либо или кого-либо для меня тоже невероятно сложный: после расставания с парнем, с которым мы провели вместе почти 4 года, я через какое-то время стала встречаться с другим молодым человеком, который был увлечен мной намного больше, чем я им, и я никак не могла сказать ему, что не люблю его из-за страха опять остаться одной и ночами мучить себя своими же мыслями. Утверждение "прекрати бояться и делай" в моём случае не работает: страх перед ошибкой у меня настолько сильный, что мешает развитию, и я впадаю в молчаливый ступор. В данный момент я перевелась на полностью заочное отделение в институте (остался 1 год до диплома магистра), и по-прежнему не могу выбрать себе что-то кроме подработок фотографом на свадьбах, мероприятиях и т.д. и удалённом сотрудничестве с дизайн-студиями в качестве подрядчика (даже всё вместе серьезных денег не даёт). На меня никто не давит, парень и родители всё время лишь говорят, что я молодец и у меня большой потенциал, в то время как я в себя практически не верю. Уверенность в себе у меня появляется разве что с камерой в руках и в стрессовой ситуации на съемке, когда необходимо сконцентрироваться и бросить все силы на то, чтобы единовременно выдать качественный результат. Я хожу на собеседования в офисы и студии (каждое из которых - дополнительная трата нервов), где меня либо не берут, и я чувствую себя безрукой и никому не нужной (опыта маловато), либо мне попросту не нравится. В такой ситуации я нахожусь уже год. У меня есть единичные проекты и фотосессии, но всё время присутствует страх, что всё развалится, и я уеду домой, и это будет полное фиаско моей карьере. Чаще всего я сомневаюсь, нужна ли мне конкретная работа и боюсь своего решения отказаться. Я устала жить в страхе и самоуничижении, помогите разобраться, как принять свои ошибки и не бояться сделать выбор... Когда я стала жить одна, меня это окончательно измучило порой до такой степени, что я не могла решить, чай или кофе мне пить с утра и приобрело характер патологии.
Я не могу понять, что мне нужно и чего я вообще хочу, и это меня ужасно мучает... Жизнь меня всё время ставит перед выбором и мне кажется, что я никогда не делаю правильный. Какое бы решение я ни принимала, мне каждый раз кажется, что поступаю неверно. Буду очень благодарна, если вы дочитаете мой вопрос до конца и сможете помочь мне в преодолении страха перед выбором и принятии самой себя.
Автор вопроса: Алина Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Дорофеева Елена Владимировна.
Здравствуйте, Алина!
Жить в постоянном страхе и неуверенности очень сложно. Если мы сейчас с Вами говорим о работе: во-первых, не надо ставить никаких установок, типа «… с постоянной работой у меня всегда были какие-то проблемы». Вам всего лишь двадцать два года, стать профессионалом в этом возрасте еще невозможно. Не надо бояться не соответствовать чему то, сделать что-то не так, неправильно, бояться осуждения со стороны, ждать только одобрительной оценки. Вы имеете право на ошибки-в этом нет ничего страшного. Вы только начинаете свою профессиональную карьеру.
Постепенно вливаясь в новую работу, вы будете приобретать опыт и сможете чувствовать себя уверенней-и только так! А если будете продолжать бояться и не браться за то, что кажется интересным для вас-придется вернуться к работе, которая была Вам не по душе. Вы прекрасно знаете, что можно получать удовольствие от той работы, которая Вам нравится. Вы можете быть профессиональны в ней. Вы это уже почувствовали, когда работали фотографом.
Вы пишете, что можете чувствовать в себе уверенность, можете концентрироваться-это все потому, что этот вид деятельности Вам нравится, Вы имеете в нем опыт. Поэтому только преодолевая свой страх самостоятельно, а если не получается-то с помощью психолога, беритесь за понравившуюся работу, обучайтесь, приобретайте опыт и уверенность в собственных силах придет к Вам.
Отмечу, что важно уверенно выглядеть на собеседовании. Для этого нужно заранее подготовится. Для этого несколько практических рекомендаций:
- одеваться на встречу лучше выбрав строгий стиль, волосы аккуратно уложены;
- при встрече с проводящим собеседование спокойно встречайте его взгляд, Ваш взгляд должен быть искренним и открытым;
- сидите свободно, избегайте защитной позы, не складывайте на груди руки;
- если в ходе собеседования допустили ошибку не оправдывайтесь, не теряйте уверенность в себе;
- заставьте работодателя поверить, что, взяв Вас на работу он себе оказывает услугу;
- во время собеседования не нужно давить на жалость или пытаться вызвать сочувствие;
- постарайтесь в рассказе отобразить важные события трудовой жизни и свои сильные профессиональные качества.
В отношении же того, что Вы испытываете неуверенность перед каждым выбором в жизни- это связано с неуверенностью в себе. Вы себе не доверяете, не доверяете своему внутреннему голосу. Возможно за Вас часто принимали решения и не давали быть самостоятельной.
Сейчас Вы решили измениться, обратившись за помощью-это уже первый шаг на пути к изменению себя. Вы можете пройти различные тренинги по преодолению неуверенности или обратиться к психологу на консультацию.
Желаю удачи!