Боязнь ничего не делать и неумение заставить себя.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток. Я студентка, живу на съемной квартире с молодым человеком. Квартира однокомнатная и очень тесная. Оплата происходит пополам. Я учусь на программиста и мне осталось обучаться два года. В силу специфики профессии для трудоустройства диплома об окончании университета недостаточно, необходимы практические навыки или опыт работы. Первый и второй курс я занималась только учебой в университете. Учеба дается очень сложно, потому что я не люблю математику и программирование. Всегда интересовали другие области, но по просьбе родителей отказаться от карьеры биолога и моему решению связать свою профессию с IT специальностью я оказалась тут. На третьем курсе я поняла, что больше тянуть уже некуда и нужно что-то делать, что бы получать навыки и опыт. Сейчас у меня три стажировки, и я не уверена, что хотя бы после какой-либо из них меня примут на работу. Помимо стажировок у меня очное обучение. Я постоянно пропускаю и жертвую чем-то из этих четырех аспектов. Все мое воскресенье наполнено тем, что я стараюсь успеть доделать все, что не сделала на неделе. Я чувствую в себе силы справляться со всем этим, но меня одолевает лень или замена приоритетов. Когда я сажусь за выполнение чего-то, то сначала тщательно ищу информацию по этому вопросу, потому что никаких знаний о задаче и о её решении у меня нет. Но затем эта информация кажется мне слишком сложной для понимания и я откладываю задачу, приступая к другой, которая кажется более простой. Так я прохожусь по всем задачам и выполняю лишь самые мелкие и простые из них, ни на шаг не сдвигаясь по более крупным. Учебой я стараюсь заниматься все свое свободное время. На учебу и стажировки и домашние занятия в сумме уходит около 12-16 часов в день. Но в это время я часто отвлекаюсь, у меня начинаются истерики от того, что материал слишком сложный и непонятный, я плачу и прихожу к мысли о том, что не хочу так жить. Я верю, что было бы правильным отказаться от некоторых стажировок, но я не могу сделать этого, пока меня не примут на работу хотя бы в одну из компаний, либо не выгонят по своему усмотрению. Я изучала тайм-менеджмент и умею расставлять приоритеты, но не могу себя заставить.
Автор вопроса: Виктория Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Богуцкая Олеся Анатольевна.
Виктория, здравствуй!
Никакой тайм-менеджмент в мире не сможет научить тебя, как заставить себя быть счастливой, делая то, что делает тебя несчастной. Это факт и я не стану его опровергать, выдумывая и предлагая тебе какие-то новые трюки, уловки, чтобы ты наконец смогла заставить себя. В этом я тебе не помогу. Я никогда не помогаю делать людям то с их жизнями, что считаю вредным или опасным для их здоровья и счастья. Как бы это высокопарно не звучало. Это мое кредо, можно сказать.
Ты несчастна, живя такую жизнь. И я пока не вижу реальных причин, по которым ты должна продолжать себя держать в этом углу, в который ты сама себя загнала. Ты понимаешь, что дальше будет хуже? Хорошо, ты таки "заставишь" себя, ты доучишься. Но тебе потом всю жизнь придется заниматься тем, что тебе ненавистно. Изо дня в день. Из года в год. И если тебе сейчас сложно уже сделать шаг влево, то, поверь, с течением времени это будет сделать все сложнее и сложнее. Я не призываю к каким-то радикальным и необдуманным шагам. Я призываю к тому, чтобы ты просто задумалась о том, кому, что и почему ты ДОЛЖНА. И чего на самом деле хочешь ты сама. То, что ты ушла из биологии - сделало твоих родителей счастливыми? А тебя? А программирование? А будут ли рады родители, когда годам к 25 ты сдуешься и больше уже не будешь чувствовать в себе силы жить ту жизнь, которую зачем-то заставляешь себя жить? Когда ты будешь нервная, с потухшими глазами и тусклыми волосами?
"Я верю, что было бы правильным отказаться от некоторых стажировок..". Веришь - отказывайся. Сидеть на трех стульях одной попой, Вика, не самый мудрый ход. Ты в конечном итоге нигде не выложишься на все 100 так, чтобы тебя действительно оставили. Да еще и хвостов по учебе нахватаешь. Это знаешь на что очень похоже? На самосаботаж. Глубоко внутри ты знаешь, что не хочешь этих работ. Но не можешь себе в этом позволить признаться. Поэтому подсознательно делаешь так, что и правда, тебя нигде не оставят на работу в конечном итоге. Так твоя психика защищает тебя, работает на твое же благо - защищает тебя от страшных стрессов. Нет ненавистной работы - нет стресса. Как-то так.
Ну и просто к слову - лень, прокрастинация, сложность концентрироваться и тд - это все очень полезные механизмы нашей психики, которые помогают увидеть, что что-то мы делаем не так, раз делать это лень. Это защитные механизмы психики. Они нас защищают от чего-то опасного для нее. Если найти причину и устранить - лень исчезает. Можешь почитать об этом побольше в интернете, если будет желание.
У тебя очень много запретов, "я должна" в жизни и слишком мало своих истинных желаний, ты мало слушаешь свое сердце, себя глубоко внутри.... Знаешь, для каждого человека в этом мире есть дорога, пойдя по которой, он найдет и умиротворение, и удовлетворение от своего дела, и самореализацию, и деньги (ведь занимаясь СВОИМ делом, выполняя свое предназначение - очень сложно оставаться бедным!). Но чтобы найти этот путь, нужно случать себя и идти за своими глубинными желаниями.
Тебе бы поменьше менеджментами заниматься, Виктория, да побольше беседовать с самой собой по душам перед сном. Попробуй сегодня так и сделать - поговори с собой. Уверена, выход найдется сам. А заставлять - это всегда проигрышный вариант. О чем бы не шла речь в этой жизни. Поразмышляй об этом, и если согласишься - запомни навсегда.
Желаю тебе всего доброго! И радостного :)