Как понять, действительно ли мне не нравится специальность, или дело в лени?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Подскажите, как разобраться в себе. Дело в том, что ещё в школе у меня начались определённые проблемы - просыпаясь каждое утро, я понимала, что НЕ МОГУ идти на занятия. Знала, что это нужно, знала, как расстраиваю родных, но не могла себя заставить. От нежелания становилось плохо. Причём дома я занималась с удовольствием и усердием, и в школе - независимо от пропусков - была отличницей. После школы я не смогла поступить в ВУЗ, о котором мечтала, и решила год поработать - понять свои силы, подумать ещё раз о том, интересна ли мне выбранная специальность. Но и с работой были такие же проблемы.
В итоге из-за загруженности я так и не смогла нормально подготовиться к экзаменам и пошла хотя бы в колледж - на угоду родственникам, которые и без того переживали, что у меня нет образования. Пошла туда, куда взяли.
Проучилась сентябрь этого года, и началось то же самое. Более того - появилась жгучая нелюбовь к специальности, понимание, что работать по профессии не хочу. Я готова была бы списать это всё на те же психологические проблемы, на лень, на страх, но переживания были так сильны, что я попала на больничный с нервным срывом.
И сейчас, когда появилось время отдохнуть, я задумалась... Действительно ли дело в каких-то подсознательных страхах или лени? Есть повод в этом усомниться. Дело в том, что уже три месяца я работаю на новом месте (совмещая с учёбой), и впервые в жизни ни разу не испытала желания пропустить хоть денёк! Я обожаю свой офис, своих коллег, и лечу на работу, как на праздник. Потому что мне нравится то, чем я занимаюсь, хоть и есть некоторые неприятные нюансы - я их попросту не замечаю! И я думаю, что, возможно, дело не в лени, а в том, что я настолько не хочу заниматься чем-то лишь потому, что это необходимо, что выстраиваю такой вот барьер? И что если я пойду всё же учиться туда, куда хочу - пусть упустив ещё год или два - я буду делать это с огромной радостью? В том, чего я хочу, я уверена, потому что заранее изучала учебные дисциплины и ни на минуту не усомнилась в своём интересе.
В то же время сохраняется страх. Страх неопределённости, страх расстроить родственников, остаться ни с чем. Во мне настолько сильно убеждение, что "надо скорее получить образование", что я стыжусь готовности бросить колледж, пусть и ради того, что мне нравится. И ещё боюсь, что в любимом ВУЗе всё будет так же, как сейчас. Что меня просто "переклинивает", и все мои доводы - что не хочется терять лишние три года на профессию, которой не буду заниматься, что только испорчу себе окончательно здоровье - это лишь оправдания? Мечусь между желанием поддаться интуиции и жить, как велит настроение, и между своими страхами. Не маленькая девочка уже, есть своя семья, а решиться ни на что не могу. Подскажите, как разобраться в себе?
Автор вопроса: Ада Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Донина Юлия Михайловна.
Ада, здравствуйте!
С тем, чем Вы хотите заниматься, Вы разобрались самостоятельно и без помощи психолога. Из Вашего письма понятно, что Вы четко представляете себе ту сферу деятельности, которая Вам интересна, а также то, что образование, которое Вы получаете в данный момент – Вам не интересно, более того, оно для Вас в тягость и необходимость посещать занятия привели к нервному срыву.
Со своей стороны, могу поздравить Вас в том, что Вы определились со сферой профессиональных интересов, пусть даже методом проб и ошибок. Множество и множество людей, более старшего возраста, чем Вы, «плывут по течению», занимаются нелюбимым делом, ходят на постылую работу, считают время, до окончания рабочего дня и все это потому, что они когда-то выбрали не «свою» профессию, опираясь на «престижность», мнение родителей, «потому что друг выбрал такую же», потому что «так сложилось». И все, понеслось, система запустилась. Учась в институте, молодые люди редко понимают – чем на самом деле им придется заниматься, потому что зачастую теория с практикой рознятся. Дальше, закончив институт, многие уже обзаводятся семьями и/или отделяются от родителей, устраиваются на работу, часто поначалу мотивацией выступает зарабатывание денег, а не получение удовлетворения от своей деятельности. И все вроде как устраивает. А вот уже ближе к 30-ти годам ( у кого-то раньше, у кого-то позже) приходит понимание, что не то выбрали. Что жизнь – конечна и не хочется тратить ее на нелюбимую работу, просиживать по 9-10-12 часов в офисе 5-6 дней в неделю, и чувствовать себя самим собой только в выходные. Радоваться пятнице, а в воскресенье опять портится настроение, потому что «завтра на работу». Далее, получается внутренний разлад, потому что от этого запоздалого понимания, легче не становится. В 30 (за 30) лет начинать все сначала, учиться, строить карьеру в новой профессии (пусть и любимой) тяжело, часто и материально возможности нет (семья, дети, ипотека). И вот у нас готов так называемый «кризис среднего возраста» или экзистенциальный кризис (назовите как угодно). Главное, что на фоне кризиса, так и тянет что-то поменять, если работу не получается, и не всегда эти изменения конструктивны.
Вы, Ада, очень рано разобрались с тем, что Вам действительно нужно и это здорово! Жить нужно в ладу с собой и согласно своей природе. Видимо та деятельность, которая Вам нравится, подходит Вашему темпераменту и характеру. Ведь мы все разные! Теперь осталось разобраться со своими страхами.
Давайте разберем страх неопределенности. Ада, знать наверняка, что с нами будет завтра, не может никто. Но есть вещи которые мы можем прогнозировать. Чтобы победить страх неопределенности, набросайте себе краткосрочный и долгосрочный план действий. Соберите подробную информацию о той деятельности, которая Вас интересует, определитесь с учебным заведением и формой обучения. Во многих ВУЗах существует и для многих специальностей подходит дистанционная, заочная, вечерняя формы образования, которые можно совмещать с работой. Кроме того, какие-то учебные программы начинаются не только с сентября, но и с октября ( а может еще не поздно в этом году начать учиться по выбранной специальности?). Далее, Ада, прикиньте возможности практиковаться по нужной профессии, возможно, чем раньше начать практику, тем более успешным будет развитие Вашей карьеры. У Вас должно сложиться какое-то видение развития себя, как специалиста, которому необходимо следовать. Посидите на профессиональных форумах, чтобы узнать не только плюсы, но и минусы специальности, и убедиться в том, что они Вас не отпугнут. В общем, кто владеет информацией – тот владеет миром! Чем больше у Вас информации, тем меньше неопределенности, а значит и страхов.
Разбираем страх расстроить родственников. Ада, Вы себя называете в конце письма «не маленькой девочкой уже», ну так и ведите себя, как взрослый человек и зрелая личность. Несите сами за себя ответственность. Родители дали Вам жизнь и условия для жизнеобеспечения до определенного момента, им за все это спасибо. Но решать – как Вам жить, что Вам делать и чем заниматься должны Вы и только Вы. Никакого расстройства со стороны родственников быть не должно, если они любят Вас и считают зрелой самостоятельной личностью. Что такое любовь по Э. Фромму – «это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви». Полагаю, если Вы найдете правильные слова, чтобы донести до своих близких, что Вы выбрали себе занятие по душе и хотели бы развиваться в выбранном направлении, родственники Вас поймут и не осудят.
Страх остаться ни с чем.. Тут не совсем понятно, что Вы имеете ввиду. Если Вы начнете получать образование по специальности, которая нравится и работать по ней же, тут как минимум Вы получаете профессию, опыт и стаж, а также понимание того, что оно Вам подходит/не подходит. Это уже «что-то». Привожу известные и мудрые слова: «лучше жалеть о сделанном, чем о несделанном».
Ада, я желаю Вам удачи в Ваших начинаниях, уверенности в правильности своих действий и всего хорошего! У Вас все получится!
С уважением, Юлия.