Окончив институт разочаровалась в престижной специальности, которую я получила.

Вопрос психологу:
Доброе время суток, меня зовут Даша, мне 22 года. В этом году окончила университет по специальности Дизайнер Арх. Среды. Профессия творческая, модная, перспективная, НО есть одно большое НО, я за годы учебы очень разочаровалась в ней. По началу очень хотелось, родители помогли всеми силами поступить, вложили немало труда и времени, но получив диплом, я поняла, что это совершенно не мое. За годы обучения была отличницей несколько раз, получала повышенную стипендию, все старалась родителей порадовать, что вот, мол оправдываю надежды, но ближе к окончанию сами преподаватели начали будто бы травлю, и сброс балласта - избавление от будущей конкуренции. Плюс, когда начались поиски работы - я и мои сокурсники поняли, что знаний абсолютно недостаточно дали, самооценка убита лично у меня напрочь, от недопонимания происходящего началась депрессия, я поняла, что 5 лет прошли в пустую и теперь меня воротит от этого. Но здесь самое страшное что я не знала чего же я хочу как альтернативу, мне и подумать некогда было. Недавно сильно увлеклась кулинарией (вообще всегда рада была испечь что нибудь), сочинением стихов и песен, пением и игрой на гитаре - от скуки на все руки, родители ругаются, говорят, что это хобби, что ЭТИМ НАДО ЗАНИМАТЬСЯ В СВОБОДНОЕ ОТ ОСНОВНОЙ РАБОТЫ ВРЕМЯ, что не работаю, продолжают пытаться помочь найти работу по специальности, а меня аж воротит, даже передать не могу. За годы обучения были жуткие приступы истерик, вплоть до нервных срывов и катаний по полу, хорошо, что мои не видели. Снились часто кошмары, сказывался ночной образ жизни, в виду активной деятельности по созданию массы проектов, и жуткий недосып. Сейчас я начала приходить в норму, но любое упоминание, связанное с этой деятельностью, а тем более работой в этой деятельности, у меня вызывает страх, отвращение и душевную боль. Может быть мне захочется продолжить, но не скоро, я человек тонкой душевной организации, любое творчество пропускаю через себя, плохо воспринимаю критику, а здесь в работе это неотъемлемая часть, плюс музу не позовешь по приказу. В общем я жутко запуталась, дошло до того, что я перестала выходить из дома, не хочу видеть ни людей, ни общество в целом, развиваю хобби, но родители пинают работать, пытаюсь найти удаленку, но опять же в дизайне (хоть что-то же я знаю). Все делаю наверное, чтобы не огорчать родителей, но чем больше стараюсь, тем больше мне достается пинков. Одно я поняла наверняка, я привыкла как ребенок угождать, сделала им хорошо - похвалили, плохо - поругали, вечно ищу похвалы и одобрения, тяжело так жить если честно. Когда близкие люди начинают давить и создавать провокации - мне еще тяжелее. Для меня похвала - мотор для жизни, а родители считают что чем больше будут меня пинать, тем быстрее я определюсь (как им хочется). Запуталась жутко, то-ли я еще большой ребенок, недолюбленный, то-ли боюсь работать на дядю и все такое, то-ли универ подкосил, то-ли кукушка слетела. Помогите разобраться в данной ситуации, возможно, я не все описала, т.к. охват времени большой, но постаралась основные моменты выделить. Надеюсь на ваш совет. Заранее благодарю!!
Автор вопроса: Даша Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Свиридова Людмила Павловна.
Здравствуйте, Даша!
Вы большая умница, в вашем письме много вопросов, и в нем есть ответы. Давайте по порядку: получить высшее образование - это большой труд, и устать от честной, ответственной учебы - нормально. С усталостью приходят и удовлетворение, и разочарование, и страх. Силы у всех разные, кто-то быстро восстанавливается, кому-то нужен более длительный период, и тут главное не застрять в расслаблении, чего и боятся Ваши родители. Многие выпускники после окончания ВУЗов встречаются с такой практикой, когда им кажется, а многим даже говорят: "Забудьте все чему вас учили - в реальности все по-другому". От части это так, но и без образования в таких профессиях не обойтись. Конечно, Ваши родители переживают, они "учились" вместе с Вами, работали, чтобы оплачивать обучение и Вас содержать, волновались за Вас, всем родным хочется, чтобы их дети справились. А сейчас начинается следующий этап в Вашей жизни - самостоятельность, которая базируется на двух позициях - профессиональное и семейное устройство. Тогда можно им будет передохнуть, главные свои родительские задачи они выполнили. И Вы, Даша, действительно, сейчас как большой ребенок, все еще ждете похвалы, одобрения, боитесь критики. А в Вашем возрасте уже должна пройти сепарация, отделение от семьи, даже пока свою еще не создали, нужно начинать жить отдельно. Не хочется пока идти на работу по профессии, найдите любую другую, чтобы понять, что Вы вообще хотите, сейчас как раз есть время искать себя в профессии. Пассивность - дорогое удовольствие, так действительно можно удариться в жалость к себе и беспомощность, время летит быстро, не успеете оглянуться, как Ваши сверстники найдут себя и семьи создадут, и появится новый повод жалеть себя, догонять всегда труднее. Для того чтобы найти в себе силы для преодоления внутренних страхов, начинайте осознанно просто действовать; с утра зарядка, тело в тонусе - эмоции отдыхают, затем мониторинг вакансий, рассылка резюме, поиск информации в разных направлениях, только не жалость к себе. Сегодня в интернете много статей, видео о позитивных установках, о мотивации, о вере в себя. Очень похоже, что Вы разносторонний человек, уже нашли разные хобби, их тоже можно сделать средством для жизни. Общайтесь, ходите в бассейн, спортзал - туда где занимается активная молодежь, Вы заразитесь их энергией, появятся идеи, возможности! "Под лежачий камень вода не течет!". Вам надо встряхнуться и у Вас все получится!
Маленькие дети очень нуждаются в ориентирах где правильно, где опасно, где хорошо, а где плохо, а взрослый человек уже может опираться на внутренние законы и правила, может сам себя покритиковать и поддержать, ему не нужно социальное зеркало, иначе с оглядкой на другие мнения свою жизнь не прожить. Поэтому еще одна Ваша задача - научиться опираться на себя, даже если будут ошибки - они Ваши, Вы их исправите. Желаю Вам взрослости!