Как поставить на место коллегу, которая все время пытается унизить?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В коллективе есть девушка, с которой бесполезно спорить. Например недавно мы обсуждали один магазин и я сказала, что бываю там, а она при всех выдала: «Этот магазин годен только для того чтобы там собакам еду покупать». Это произошло при клиентах. И так постоянно, её точка зрения единственно верная. Такое чувство, будто она этакая королева! И муж у неё самый лучший, и дети самые самые, и дом бесподобный. Иногда, задевает без прямых обращений, влазит в разговор. Ущипнёт слегка и отойдёт-так можно описать её манеру поведения. Задевает за живое, чувствуешь себя полным ничтожеством. Она не проделывает подобное с начальницей, только с коллегами. Так и ждёшь, что выдаст в этот раз. Хочется поставить её на место, но не знаю как действовать. Тоже указывать на недостатки, пытаться унизить? Как справиться со стрессом, человек постоянно пытается уязвить самолюбие. Как себя вести? Попытаться поднять свою самооценку? Как это сделать? Дайте пожалуйста практический совет, как перестать переживать по этому поводу? Этот постоянный позор не даёт нормально работать.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Добрый день, Екатерина! Такое поведение, как у вашей коллеги встречается не так уж и редко. Достаточно зайти на любой популярный женский форум и посмотреть на дискуссии в темах. Например, часть цитат одной из дискуссий:
«Автор темы:
- Муж съел фрукты и детям не оставил.
Ответы форумчанок:
- Ваш муж просто свинья…
- Фруктов для мужа пожалела? Готовься, скоро он уйдет к молодой!
- Замучили нищеброды! Думать надо было, перед тем, как рожать»
И это я еще убрала из ответов нецензурные выражения. А ведь эти люди, которые отвечают в форумах, тоже где-то работают и общаются с коллегами.
Я не буду разбирать почему женщины ведут себя таким образом, так как для Вас это не имеет значения. Просто отмечу, что счастливые люди не проявляют подобного поведения.
Вы переживаете насчет собственной уязвимости из-за того, что коллега задевает Вас, пишете, что «этот позор не дает спокойно работать».
Но, Екатерина, «позор» - то ведь это не Ваш. Некорректное поведение принадлежит вашей коллеге. И, по вашим же словам, ведет она себя таким образом не только с Вами, но и с другими сотрудниками, кроме начальницы. Значит, лично к Вам стиль ее общения никак не относится. Помните об этом всегда, что бы ваша несносная коллега Вам ни говорила. Да, бывает, что резкие слова близких и любимых людей могут ранить, но эта коллега – она Вам совершенно посторонний человек, почему ее слова имеют какое-то значение для Вас?
Екатерина, ваше внимание направлено на внешнюю оценку вашей личности, то есть на мнение окружающих. Но ведь есть самый главный человек в вашей жизни – это Вы. Для того, чтобы не поддаваться на критику других людей старайтесь чаще прислушиваться к себе, к своим чувствам и мыслям по поводу разных людей и ситуаций. Ориентируйтесь на свои вкусы и на свое мнение. Именно направленность на собственное мнение придаст Вам уверенности в себе. Например, какая разница, что говорит коллега про магазин, если Вам он нравится? И то, что коллега позволила себе такое высказывание при клиентах характеризует ее в их глазах далеко не лучшим образом. Ее, а не Вас.
Как можно реагировать на подобные выпады? Рассмотрим разные варианты, и Вы выберите то, что Вам ближе.
1. Сдержанные ответы, к примеру: «Твое право считать так, но у меня совершенно другое мнение», «Сколько людей, столько и мнений».
2. Частичное игнорирование. В ответ на высказывания – улыбка и продолжение беседы с другими коллегами, не обсуждая ее слова никак.
3. Тонкий троллинг. Вежливо: «Ты просто молодец, но я человек простой, далекий от идеала».
4. Полное игнорирование во всем, что не касается работы. Не спорить, не обсуждать с ней никакие темы, говорить коротко и только по рабочим делам.
Очень важно не поддаваться на провокации, не включаться эмоционально, не грубить в ответ. Как только Вы понимаете, что она провоцирует Вас – переключите взгляд на окружающую обстановку¸ рассматривайте детали предметов или сосредоточьтесь на своих вдохах и выдохах. Это поможет Вам не терять эмоционального равновесия.
Дорогая Екатерина, когда Вы не будете принимать на личный счет ее высказывания и осознаете, что подобное поведение – ее беда, не ваша, ей с этим жить, то относиться к словам начнете проще.
Для того чтобы Вам было легче это осознать, напишу анекдот, который как нельзя лучше характеризует поведение вашей коллеги.
«Приходит мужчина к директору цирка и говорит: "У меня есть для вашего шоу замечательный номер".
Директор: "Ну давай, излагай."
Мужчина с блеском в глазах: "Подвешиваем под потолок огромную бадью с экскрементами. Гаснет свет, только прожектор сверкает, маэстро взмахнул палочкой, зарокотал барабан, всё громче и громче, и вдруг эта бадья из-под самого купола шмяк... Весь цирк в дерьме…
И тут выхожу Я. Весь в белом".
Вспоминайте этот анекдот, когда ваша коллега позволяет неприятные высказывания. Заботьтесь о себе, а уж почему вашей коллеге важно быть перед своими сослуживцами «в белом» - это ее заботы.
С уважением,
Виктория.