Словесная аутоагрессия у ребенка 6 лет.

Вопрос психологу:
Добрый день! Я педагог. Меня волнует поведение одного учащегося. Мальчик лет 6-ти. Мы делаем поделки на занятии и иногда, даже простой рисунок карандашом (когда все дети рисуют как могут на определенную тему, если затрудняются я помогаю) приводит этого ребенка до слез. Он утверждает, что у него не получится, он не умеет. После моих попыток помощи, я отхожу в сторону и вижу, что он сам отлично справляется. Но вот этот страх у него часто возникает. Часто говорит про себя плохими словами: дебил, тупой и т.д. Считает, что другие дети про него так думают. После занятий я даю небольшие подарочки детям в качестве мотивации, за хорошее поведение и ответы на занятии, если, в ходе занятий были замечанию ему по поведению, он сам себя лишает подарка, несмотря на то, что я даю ему шанс исправиться и предлагаю награду. Один или два раза бился головой об стену. Говорит, что он плохой, не хороший. Я думаю, может причина такого поведения в разводе родителей, хотя это было как я понимаю давно и мальчик живет с отчимом, с которым нормальные отношения. Возможно мама иногда резко реагирует на неправильное поведение ребенка, но это мои догадки. По ее словам она его всегда подбадривает и после занятий так и бывает. Мама немного закрытая. Хотя в беседе с ней, она мне сказала, что она такой человек, что ей сложно привыкнуть к новому, и ребенку очень сложно посмотреть новый мультик или поиграть в новую игру. Подскажите, пожалуйста, как реагировать на такие ситуации и в чем может быть причина такого поведения? Заранее спасибо!!
Автор вопроса: Юлия Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Завьялова Оксана Сергеевна.
Здравствуйте, уважаемая Юлия! Причиной данного поведения Вашего ученика может быть и физиологической и психологической. Физиологические причины могут быть самые различные: от родовой травмы до травмы головного мозга. К психологическим причинам могут относиться: семейные конфликты проходящие на глазах у ребенка, страх физического наказания, завышенные требования взрослых, стремление привлечь внимание родителей к себе, особенности психики и наследственность. У детей с такими реакциями обычно негативные эмоции преобладают над позитивными, они легко расстраиваются, часто плачут по любому поводу, у них очень низкая самооценка, они застенчивы. Поскольку в этом возрасте дети эгоцентричны, то им свойственно приписывать вину себе за все происходящие в семье события. Родителям важно проговаривать свои чувства и причину своих эмоциональных реакций с ребенком и не бояться ими с ним делиться. Также не стоит при ребенке заниматься самобичеванием, он может перенять такую манеру поведения и считать ее за норму. Родителям очень важно научить своего ребенка правильно и бережно относиться к своему телу и не вредить ему! Аутоагрессия еще может выступать и как психологическая защита. К тому же ребенок может проявляет и свои лидерские качества, желая таким образом самоутвердиться в коллективе. Крайним и тяжелым вариантом аутоагрессии является суицид. В специальной литературе описано, что саморазрушающее поведение проявляется у мальчиков с невротическим расстройством поведения в условиях социальной дезадаптации. Скорее всего, что у ребенка неблагополучный психологический климат в семье и с этим надо разбираться. Однозначно, ребенку необходимо повышенное внимание со стороны мамы, родителям необходимо проводить с ним как можно больше времени и обязательным условием для них является выработка единой линии воспитания. К сожалению, тенденцией последнего времени является повышение агрессивного и аутоагрессивного поведения среди детей. Вашей задачей, как педагога, является уменьшение напряжения в сложившейся ситуации. Существуют общие рекомендации для педагогов по работе с агрессивными и аутоагрессивными детьми: это проведение коррекционной и поддерживающей работы (совместно с психологом Вашего учреждения), создание в группе эмоционального комфорта для ребенка, необходимо научить его выражать свои чувства социально приемлемым способом, формировать адекватную самооценку, формировать навыки самоконтроля, обучать его навыкам сотрудничества, развивать творческий потенциал. Существует еще такое золотое правило в педагогике и психологии, что чем младше ребенок, который проявляет агрессию, то тем более миролюбивую реакцию должен демонстрировать взрослый. Юлия, Вам необходимо наметить пути психокоррекции ребенка. Вы очень правильно сделали, что провели беседу с мамой ребенка, она очень важна для нормализации их взаимоотношений! Возможно, Вам еще на раз придется с ней встретиться и пообщаться. На мой взгляд, коррекционная работа будет наиболее эффективной, когда в ней используются такие методы, как: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игровая терапия, музыкотерапия.
Юлия, от всего сердца желаю Вам счастья и радости!
С уважением к Вам, психолог Завьялова Оксана.