Как справиться с неправильным выбором профессии?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 27 (почти 28 лет). В школе пережила период издевательства одноклассниками (на почве недостатков моей внешности: большой нос, худоба, некрасивые черты лица). Это очень сильно на меня повлияло. Я стала бояться людей, даже просто выйти в магазин – уже проблема, во время стресса появилось заикание. В детстве хотела поступить после 11-го в медицинский и стать врачом, но из-за возникших проблем сбежала с 9-го класса за своей сестрой в педагогический колледж (родители сказали, что уколы делать я не смогу, а протестовать сил у меня не было). Совершенно не думала о своем будущем, профессии, так как настоящее меня волновало куда больше: в колледже издевательств не было, но я была в стороне от группы, общаясь лишь с единицами. С одной стороны, колледж мне помог: приходилось много выступать на публике, это развивало мои социальные навыки, но, с другой стороны, я поняла собственную ущербность по сравнению с другими. Будучи очень мягкой по характеру, я абсолютно не могла держать дисциплину в классе, а потому я уже на втором курсе четко знала, что не буду преподавать. Не хотела идти в ВУЗ в педагогический. Но пока я училась в колледже, ввели ЕГЭ, без подготовки я бы его не сдала, проснулась я слишком поздно, и, когда пришло время поступать, опять пошла в педагогический. На филолога (колледж помогал поступать в педунивер). В итоге еще 5 потраченных лет зря. Все это время я лелеяла мечту поехать по программе WORK travel в США, я учила английский, думала преподавать на крусах (там кол-во человек небольшое, возможно, смогла бы). Так и не решилась, так как не с кем было ехать, а самой слишком страшно. Так и не поехала. В универе так же держалась обособленно, друзей там так и не нашла. После всего этого решила поработать по специальности (почти). Пошла корректором (в 25, почти 26 лет, до этого боялась). Зарплата маленькая, роста никакого. На выпуске из института до меня (наконец-таки!!!!) дошла мысль, что надо концентрироваться на работе, профессии, раз уж с обществом не складывается (к слову, парня у меня никогда не было, и вряд ли будет). Поэтому еще на первом годе работы корректором я хотела пойти поступить на вечернее обучение в медколледж (не на врача, но так я могла бы приблизиться к мечте). Но я не стала этого делать, меня все еще держит другая мечта, поехать поработать за границей (пусть год, но мне бы очень хотелось). Работа засосала меня как болото, зарплата очень маленькая, а на переезд нужны деньги. Поэтому я уволилась оттуда в надежде найти что-нибудь получше, и тут меня накрыло. Получше, это только пойти работать продавцом. Потому что в других местах за неумением общаться я не смогу работать (менеджерами и пр.) Образование специфическое, особо не развернешься. Я бы пошла, но я понимаю, что работать в магазине с высшим образованием – это позор. Потом меня ни на какую работу больше не возьмут, я не смогу смотреть в глаза своим друзьям. Не о такой жизни я мечтала. Все против моей идеи о загранице (там надо будет работать горничной, тоже не престижно, но меня привлекает практика языка). В итоге я уже сама не знаю, что хочу. Ехать туда или не ехать, смогу ли я там работать, или уже пойти в медколледж и забыть о загранице (по этой программе можно поехать только до 30-ти лет, а значит, у меня только 2 года в запасе, потом все). Чувствую тотальное одиночество, почти никуда не хожу, не с кем, ненавижу себя и то, кем я стала. Не могу себя простить за выбор колледжа. все время представляю, что было бы, если бы я стала фармацевтом, бухгалтером, сколько бы я денег уже заработала, помогла бы родителям. И от этих мыслей еще больнее. Помогите с выбором? Куда идти сейчас работать? Если в книжный магазин, то как оправдаться перед своей совестью? Как перестать себя съедать за ошибки прошлого, как объяснять людям, почему я потратила столько времени зря?
Автор вопроса: ольга Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Маргарита Адольфо.
Здравствуйте, Ольга!
Люди часто ругают себя за то, что когда-то сделали не так. Но не понимают, что мы делалаем наилучший выбор для того момента времени и с теми возможностями. Сейчас с высоты прожитых лет, Вам стало виднее, как следовало поступить, но тогда Вы этого ещё не знали или не могли по другому. Вам необходимо простить себя за выбор колледжа и перестать все время представлять, что было бы, если... Вы и сами понимаете, бесполезность и даже вредность этих мыслей, от них Вам ещё больнее. Мало того они забирают у Вас ту энергию, которую Вы могли бы использовать на улучшение своей дальнейшей жизни. Займитесь построением будущего! И Вы перестанете себя съедать за ошибки прошлого, на это просто не останется времени!
Вы интересуетесь: Куда идти сейчас работать? Как не ошибиться с выбором? Это говорит о неуверенности в себе, Вам необходимо преодолеть это чувство. Не бегите от этого страха, а познакомьтесь с ним, поймите в каких ситуациях он возникает, от чего возрастает, а от чего уменьшается.
После этого начинайте выходить за пределы привычных действий и ритуалов, откройте дверь новому. Несколько раз в неделю совершайте нетипичные или пугающие вас поступки. Купите красное платье, смените прическу, если считаете знакомства на улице небезопасными – заговорите со случайным прохожим, и всё в том же духе. Чем больше вы расширите список подобных действий, тем быстрее откроете новое интересное в себе и мире.
Одной из причин развития неуверенности потеря контакта с телом. Полюбите своё тело, запишитесь на танцы, йогу или ходите быстрым шагом, лучше в парке, регулярно, может подойти и массаж.
Прислушайтесь к своим желаниям и осуществляйте все действия, которые помогут вернуть живость вашему телу. Из побочных эффектов – улучшение осанки, фигуры, самочувствия и сна.
Возьмите в помощники подсознание. Проигрывайте ситуации, ведущие к вашему успеху, визуализируйте, представляйте запахи, вкусы и прикосновения. Ваша задача – максимально полно прочувствовать предстоящую деятельность в позитивном ключе, задействовав эмоциональную сферу. То о чем мы думаем, программирует нашу деятельность, соответственно, чем чаще вы прокручиваете провальный сценарий прошлого, тем больше вероятность, что в возникшей ситуации вы начнете действовать по нему на автомате Заложите в свое подсознание благоприятный, приносящий успех сценарий.
Рекомендаций множество, суть одна – вы должны постепенно двигаться вперед, не смотря на тревогу и неудобства. Вы же смогли развить Ваши социальные навыки выступая в колледже!
На счёт того, как объяснять людям, почему Вы потратили столько времени зря? Страх – быть не принятым, не оцененным очень распространен. Из него рождается нерешительность в проявлении собственной индивидуальности, стремление не высовываться и слиться с толпой. Парадокс заключается в том, что именно серые и никакие личности не интересны и не важны. Даже про самого ярого врага интересней узнавать и это эмоционально вовлекает в общение больше, чем пытающаяся угодить, не имеющая собственного мнения личность. Живите по собственным убеждениям, не пытаясь понравиться всем. Всегда будут те, кто будет Вами недоволен. Продавец, горничная – если Вас это устраивает, по причине заработка и для осуществления Вашей мечты, не стоит обращать внимание на то, что подумают другие. Не живите в угоду им, этим Вы предаете себя и лишаете удовольствия. Такая жизненная позиция может лишить Вас каких то "друзей"", но привлечет, поддерживающих людей и единомышленников. Работа в книжном магазине или горнечной не такая зазорная и если она нужна для осуществления Вашей мечты, это, на мой взгляд, лучшее оправдание перед своей совестью. Если Вы решите стать медиком или фармовевтом, можно пойти работать в аптеку или санитаркой и поступить на заочное обучение. Всё в Ваших руках! Смогли же Вы отучиться столько времени в колледже и институте и не бросить! Значит Вам просто нужно начать действовать и все получится, дорогу осилит идущий!
Преодоление любого страха и неуверенности в себе заключается в постоянных тренировках и постепенном повышении планки.
Вам страшно знакомиться с молодыми людьми, начните с самых близких людей, как самых безопасных в проявлении и инициации контакта. Проявляйте свои чувства, пусть для них это будет в форме сюрприза – приглашения в театр, незначительного презента, дарите окружающим позитивные эмоции, комплименты, используйте это как способ построения контакта. Затем спрашивайте время у трех человек в день, потом знакомьтесь, следующим этапом проводите получасовые диалоги. Важно постепенно наращивать отсутствующий пугающий навык.
Страхи, неуверенность и комплексы есть у всех! Успешен же оказывается не тот, кто их в себе истребил (это невозможно), а тот, кто концентрируется на настоящем и предпринимает всё на что способен в данное время, этим мы и строим своё будущее!
Успехов Вам, Ольга, в этом увлекательном занятии!