Зажим при общении на работе.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Я живу и работаю в другой стране.
Адаптация проходила довольно трудно. На работу еле удалось устроиться. Я была готова к тому, что буду не совсем полноценной в силу иностранного языка. Кроме того я очень скромный человек, мне трудно вступить а разговор, если в нем участвуют больше трёх человек даже на родном языке. Я все время жду паузу, чтобы вставить свое слово и обыкновенно меня всегда "забивают". А уж на иностранном тем более.
Мой коллега, с которым мы сидим "нос к носу" уже год, такой же интроверт, как и я. В работе ему, как и мне, не нужна постоянная болтовня. Но на этом фоне у меня по отношению к нему образовался психологический зажим. Человек он очень хороший, отзывчивый, с чувством юмора, но мы с ним постоянно молчим. Меня это страшно тяготит. Не возникает спонтанного живого общения. Я стараюсь что-нибудь сказать, но все фразы произношу зажато, каким-то деревянным голосом или с ужимками. Мне в целом непросто разговаривать с людьми, а здесь конкретно то, что мешает жить и работать. По рабочим вопросам мы ещё общаемся, даже можем пошутить. Но когда наступает перерыв (мы едим на рабочем месте), возникает неловкое молчание. Я боюсь этих перерывов. Даже приходя на работу и произнеся приветствие (здесь все здороваются за руку) , нам больше нечего обычно сказать друг другу, кроме той же работы. У меня явный психологический зажим именно на него, т.к. с другими мне не важно сколько я молчу и что я сказала. Да и со всеми остальными я больше разговариваю. Мне приятен этот человек, мы сделаны из одного теста, хотелось бы разобраться в зажиме и снять его. Это существенно улучшит качество жизни. Он меня старше, по должности выше меня на одну ступень. В течение года обучал меня всему. В самом начале, я помню, мы с ним хорошо общались, показывали друг другу личные фотографии. Но я все время была очень напряжённой, т.к. работа не простая, на иностранном языке, требовала постоянной максимальной концентрации. В какой-то момент возник страх сделать ошибку, особенно в его глазах и теперь он меня ещё не совсем покинул. Ещё я постоянно переживаю, что мы с ним молчим и это только усугубляет ситуацию.
Автор вопроса: Ассия Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Добрый день, Ассия!
Знаете, о чем подумалось, пока читала ваше письмо? О слиянии вас и этого человека. Когда ощущается такая сильная неловкость - это про слияние. Вы как будто бы совпали в чем-то существенном. А слияние - это про неспособность в данной ситуации посмотреть на нее извне...
Я бы порекомендовала вам подумать вот о чем:
1. Как бы вы себя ощущали, если бы удалось непринужденно о чем-то поговорить с ним? Что бы это были за ощущения?
2. Вы пишете: "Мне приятен этот человек, мы сделаны из одного теста, хотелось бы разобраться в зажиме и снять его. Это существенно улучшит качество жизни". Как бы это общение изменило качество вашей жизни? Что вы обретете тогда?
Важно нарисовать образ себя - той, которой вы будете довольны. И понять, о чем ваш "зажим". А что, если разрешить себе молчать столько, сколько нужно во время перерыва? Почему вам так важно говорить? Если вы молчите и не пытаетесь говорить - о чем это для вас?
Скажу и о моих предположениях относительно причин зажима.
Страх ошибиться, постоянная концентрация, неловкость и молчание - это во многом про отношения с внутренним образом Родителя. (Я бы спрашивала о ваших отношениях с отцом). Как вы воспринимали критику? Насколько часто вас критиковали? Этого строгого Родителя вы как будто взяли внутрь, и теперь к себе предъявляете очень высокие требования. Как будто бы из желания быть всегда правильной и успешной вас словно парализует и блокирует энергию...
Мне кажется, вам важно вначале для себя определить "меру своей разговорчивости". У меня ощущение, что вы пытаетесь соответствовать каким-то требованиям извне и переживаете от несоответствия: это противоречит вашему актуальному состоянию. Попытайтесь определить свою норму "разговорчивости". И поисследуйте свое состояние, когда вы изнутри разрешаете себе промолчать весь обеденный перерыв.