Люблю свою работу, от недостатка знаний нахожусь в постоянном стрессе.

Вопрос психологу:
Люблю свою работу, но недостаток знаний и понимания некоторых вещей держит в постоянном стрессе.
Доброго времени суток! Наверное, стоит начать с того, что мне 22 года и я очень восприимчивый человек. Годы учебы в старшем звене школы изрядно потрепали мою психику, и, поступив в университет на учителя иностранного языка, я не смогла выдержать той нагрузки, что тогда на меня навалилась + как-то не удалось влиться в учебный коллектив(мне очень сложно общаться с новыми людьми). Стоит сказать, что выбор профессии был сделан исходя из желания угодить родителям и простом отсутствии каких-либо жизненных целей. После того, как поняла, что не тяну, я забрала документы. Тут же встал вопрос, что теперь делать дальше. Решение об уходе далось мне максимально болезненно, а мама, «оказывая» поддержку, любила уколоть посильнее, заставляя чувствовать себя ещё более никчёмной. Оценив свои навыки и умения, я так и не нашла в себе чего-то «полезного», в чем была бы действительно хороша, поэтому просто подала документы в ближайший колледж на программиста. Поначалу было очень страшно. «Как сложатся дела с новым коллективом?» «Как я буду учиться на технической специальности, если все это время считала себя гуманитарием?». Но все, как ни странно, обошлось - коллектив оказался чудеснейшим, я стала старостой группы и это помогло мне окрепнуть морально. Все получалось как нельзя лучше, а опыт прошлого года стал отличной мотивацией двигаться вперёд и смотреть своим страхам глаза. Все 3 года я усиленно училась, потому что думала, что это мой единственный шанс преуспеть в жизни. Закончила с красным дипломом, финальный проект был невероятно сложным, но я справилась.
Буквально через 3 дня после выпуска мама стала наседать по поводу работы. Я сходила на одно собеседование(первое в жизни) и... разочаровалась. Мои знания оказались не такими уж хорошими, как я думала. После этого возникла боязнь перед работой. Читая любое объявление, мне казалось, что я не подхожу - не хватает навыков, нет необходимого опыта. От поступления на высшее в этот год я решила отказаться - последний курс был очень тяжелым и времени на подготовку не было от слова совсем. Папа предложил попробоваться программистом к нему в организацию. Я прошла собеседование, мне дали задание и отправили домой. Задание казалось достаточно простым, пока не оказалось, что выполнять его нужно тем способом, с которым я прежде не работала. Я усердно шерстила сайты, пробовала то, что удавалось найти, но к концу срока реализовала только часть задания. Идя на проверку, я даже не надеялась, что пройду - от построенной во время учебы уверенности в своих силах остались лишь мелкие крохи. Начальник вызвал моего нынешнего напарника, чтобы тот просмотрел мою работу. После проверки, он сказал начальнику, что необходимые навыки у меня есть, а тому, что не получилось он меня научит.
После выхода на работу и ознакомления с программными продуктами изнутри, я поняла, что все полученные мной знания - пыль. Из всего, что я изучала в колледже, мне понадобились только самые базовые навыки. Первые месяцы я чувствовала себя глупой и ни на что не годной, чувство вины пожирало меня изнутри. Мне казалось, что я не заслуживаю свою зарплату(даже если та меньше в половину, чем у моего напарника).
Все «обучение» заключалось в «делай как по примеру». Когда у меня стало, наконец, что-то получаться, я почувствовала себя безмерно счастливой, потому мне на самом нравится программировать(даже если к этому у меня нет природной тяги и таланта). Но недавно я столкнулась с новой проблемой: для оптимизации работы приложения(и приложений в будущем), было решено изменить их архитектуру. После подробного ознакомления и изучения нового(для нас) паттерна, я поняла, что суть его понимаю, а вот исполнение - совершенно нет. И сколько бы не пыталась разобраться, сколько бы не рассматривала примеров и разъяснений - ничего не выходит. Все, что объясняет напарник, делает непонятные вещи ещё более непонятными. Переспрашивать одно и тоже по несколько раз - стыдно. Он и так явно считает меня глупой. На протяжении своей рабочей деятельности, я очень остро ощущаю недостаток навыков в этой области(такое ощущение, что знания находятся где-то на уровне школьной информатики). А с чего начать самообразование - без понятия. Бросаюсь ко всему и сразу(все кажется самым важным и первостепенным), а в итоге ничего путного не выходит. Постоянно посещают мысли об увольнении, но головой понимаю, что побег - не выход, да и контракт подписан на год и никто разрывать его просто так не станет. Очень люблю то, чем занимаюсь, но справляться с постоянным чувством собственной глупости - нет больше сил. Каждый рабочий день превращается в каторгу. Как справиться с гнетущими мыслями? Возможно, я снова ошиблась в своём выборе?
Автор вопроса: Эля Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Мамедова Айтекин Натиг гызы.
Здравствуйте, Эля,
Спасибо Вам за подробное описание ситуации и своего отношения к возникшим перед Вами трудностям. Сразу хочу Вас успокоить и сказать, что через подобные испытания в той или иной степени проходят многие выпускники вузов и колледжей, так как любая работа требует от исполнителя постоянного обучения чему-то новому, расширения своих знаний и умений, но система образования, к сожалению, устарела и просто перестала отвечать требованиям современного мира. Вот почему многие молодые люди оказываются абсолютно беспомощны перед лицом взрослой жизни и чувствуют себя недостаточно умными, недостаточно способными, в то время как истинная причина трудностей - это отсутствие необходимых знаний, которые Вам и предстоит получить, если Вы хотите найти свое место в жизни, построить успешную карьеру и добиться признания. Вы уже пытались «пройти обучение» у своего напарника, но по каким-то причинам этот опыт оказался для Вас неудачным. Возможно, Ваш коллега не имеет необходимых для обучения навыков, он просто не умеет доступно объяснить Вам материал, либо же методы, которые он применяет, Вам не подходят. В любом случае, есть и другие способы получения необходимых Вам знаний – из книг, из интернета, соответствующих курсов обучения. Можете спросить совета у того же самого коллеги, ведь он же как-то обучился своей профессии, возможно, он сможет порекомендовать Вам полезную литературу или другие источники, которые могут Вам помочь в преодолении этого барьера.
Также хочу обратить Ваше внимание на то, что даже самые одаренные и талантливые люди время от времени сталкиваются с трудностями, у всех бывает так называемый творческий кризис, когда словно застреваешь в одной точке и никак не можешь с нее сдвинуться, и создается ощущение, что это будет длиться вечность. Но успешных людей от неуспешных отличает то, что они не сдаются, а продолжают искать новые способы решения своих проблем и в конце концов находят то самое спасительное решение.
Если объем материала, который Вы сейчас пытаетесь усвоить, кажется Вам слишком большим и сложным, то не пытайтесь освоить его сразу, ставьте перед собой маленькие задачи, которые окажутся Вам под силу и усложняйте их постепенно. Делайте перерывы в работе, позволяйте себе отдыхать, в перерывах можете выполнять полезное упражнение - пофантазируйте, какие чувства Вы будете испытывать, когда наконец-то справитесь с этими трудностями, как это повлияет на Вашу самооценку, на мнение Ваших родителей о Вас. Какие задачи Вы будете ставить перед собой после этого?
С уважением,
Айтекин