Паника на работе. Страх перемен.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я работаю ветеринарным врачом уже больше 10 лет. Работа мне очень нравилась, я постоянно изучала что-то новое, развивалась, училась. Можно сказать, что всегда была фанатом своей работы. Меня не смущал ни ненормированный график, ни маленькая зарплата в начале карьеры ни особенности рабочего процесса, связанные с постоянным эмоциональным напряжением (считаю, что оно на уровне с врачами).
7 лет назад я вышла замуж по любви за человека, который далек от моей специальности, родила дочь, но в декрете не высидела и 3 месяцев - нашла работу по специальности на неполный день. Муж меня всегда поддерживал и не осуждал. Я как могла успевала все. И дом, и ребенка (спасибо бабушкам) и даже имела хобби: рукоделие, рисование, садоводство, цветоводство, искусство бонсай, аквариумистика, йога, кулинария и много других по-мелочи, но в них особо не преуспела, основное время и внимание я уделяла работе и семье. Именно в таком порядке. Сначала — работа.
На такой работе как у меня, часто случаются несчастные случаи, пациенты кусаются, царапаются и переносят заболевания, общие и для человека. Несколько раз я попадала в больницу с работы. Никогда не придавала этому значения и рвалась обратно. В отпуске после декретного я не была. Не отпускали, да и не было особой возможности куда—то поехать. Все деньги уходят на ремонт дома и быт. Муж зарабатывает крайне мало, финансовая нагрузка в основном на мне. Много раз скандалили из-за этого, пока не сделали семейный бюджет раздельным. Правда сейчас он иногда у меня одалживает и содержание ребенка, дома и машины на мне. Зато не ссоримся.
На данный момент в работе я достигла некоторых высот. Являюсь главным врачом клиники. Отношения как с директором, так и с коллективом отличные. Зарплата, по региону и специальности неплохая, однако и большой ее назвать трудно. На хлеб с маслом хватает, а на икру уже нет.
Все, что касается проблемы началось около года назад. Сначала пропало желание общаться с клиентами (владельцами животных). Потом начала появляться агрессия к ним. Стало сложно терпеливо и вежливо объяснять что—то после того, до чего они доводят своих "любимцев". Затем я начала срываться и хамить. Стараюсь себя контролировать, но иногда доходит до истерики. Муж отмечает, что если раньше мои рассказы о случаях на работе были похожи на печальный, но добрый фильм, то теперь это все больше напоминает триллер. Пробовала пить успокоительные, но от них снижается скорость мышления и я становлюсь овощем. Очень злым овощем. Агрессия и тревожность никуда не девались. Появились проблемы со сном. Могла проспать кряду 18 часов, затем не спать двое суток. Дома стараюсь не срываться.
На работе Спасало только общение с животными, пациентами.
Затем, совсем недавно, попала в больницу с производственной травмой, связанной с вирусом бешенства. Это со мной не впервые, раньше уже проходила курс вакцинаций и долго разбиралась с последствиями.(были осложнения с суставами).
Сегодня выписали домой и я поняла, что испытываю панический страх перед животными. Когда меня встречали дома собственные коты (у меня их шестеро, все были принесены на работу для эвтаназии владельцами по разным причинам, отобраны и вылечены мной в свое время.) Я визжала, как будто все страхи мира собрались в прихожей. Это была рефлекторная реакция, которую невозможно контролировать. Сейчас я сторонюсь собственных котов, хотя адекватно понимаю, что они меня любят и абсолютно здоровы. Так же происходит с животными на улице. Не знаю, как возвращаться на работу, если люди раздражают, а животные пугают. Думаю о смене специальности, но не могу определиться с новой. Не могу ассоциировать себя ни с одним из своих хобби настолько, чтобы заняться им профессионально. Тем более, что остро стоит материальный вопрос. Мужу будет сложно обеспечивать семью, пока я буду определяться, учиться и пробовать себя. Да и усилий на работу столько потрачено.
В общем вопрос вот в чем: с одной стороны страх перед работой, с другой — страх перемен. В какой последовательности и как с ними бороться? Сейчас уже несколько дней нахожусь в состоянии паники - сердцебиение, потеют руки, .не хватает кислорода, плохо сплю. Безрецептурные успокоительные не действуют никак, в транквилизаторах и антидепрессантах, назначенных специалистом, не вижу выхода из ситуации.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Екатерина!
Ситуация решаемая. Вы сами многое понимаете, только правильное решение появится в спокойном эмоциональном состоянии. С помощью моих вопросов и Ваших заочных ответов всё встанет ( для начала в голове) на свои места.
1. «… работаю ветеринарным врачом уже больше 10 лет. …очень нравилась… что-то новое, развивалась, училась. …всегда была фанатом своей работы…. не смущал ни ненормированный график…ни особенности рабочего процесса, связанные с постоянным эмоциональным напряжением….. в декрете не высидела и 3 месяцев… как могла успевала все… Сначала — работа… часто случаются несчастные случаи….Несколько раз я попадала в больницу с работы…. и рвалась обратно. В отпуске ….я не была. …деньги уходят на ремонт дома и быт…. финансовая нагрузка в основном на мне.»
Что бросается в глаза, так это то, что Вы с мужем в социальном плане поменялись ролями. « Горели» на работе, как это обычно мужчины делают, финансы тоже на Вас. Всё бы ничего, раз Вас это устраивает с мужем, вот только Вы остальные роли в семье играете женские, посему нагрузка на психику увеличивается в двое, а у мужчин наоборот ( в гармоничной семье) напряжение дома уменьшается, там он отдыхает и восстанавливается. У Вас же, организм не успевал восстанавливаться. В результате эмоциональное выгорание. Сигнал о том, что необходимо менять режим труда и отдыха. Поработать с приоритетами, мировоззрением. Готовы провести инвентаризацию своих установок в отношении семьи, работы, предпочтений, понимания своих желаний, стремлений, целей? Если да, то берите отпуск и разрешайте кризис. Лучше с хорошим специалистом. Запишитесь на приём к медицинскому психологу, пройдите тесты, выслушайте рекомендации.
2. «в работе я достигла некоторых высот. Являюсь главным врачом клиники. Отношения… отличные. Зарплата… неплохая, однако и большой ее назвать трудно.» Это очень Важный момент, так как Вы в постоянном напряжении из-за того, что от Вашего здоровья зависит благополучие семьи. Муж ведь не потянет тот уровень, который Вы создали. И на отдых Вы деньги не тратите, так как главная цель, что??? Если благоустройство дома, то будет дом, здоровья нет! Работа оплачивается не адекватно усилиям. Готовы предложить хозяину свои условия оплаты, которые считаете достойными (с приведением аргументов, что описали в письме)? Или организуйте свой бизнес, где минимизируете контакт с животными и будете заниматься организацией процесса с наёмными работниками.
3. «…проблемы началось около года назад. Сначала пропало желание общаться с клиентами (владельцами животных). Потом начала появляться агрессия к ним. Стало сложно терпеливо и вежливо объяснять что—то после того, до чего они доводят своих "любимцев". Затем я начала срываться и хамить. Стараюсь себя контролировать, но иногда доходит до истерики.». Профессиональное выгорание вслед за эмоциональным. Этот аспект общения с владельцами животных прекрасно можно было бы провентилировать с психологом. Появилось бы принятие людей такими, как они есть! Они не специально так поступают с животными! Просто нет тех знаний, что у Вас, нет желания думать. А любви хочется. Согласна, что люди подчас решают свои внутренние проблемы за счёт животных и называют это любовью. Все мы на разном уровне развития во всех отношениях и эту данность к 30-40 годам надо принять. Иначе каждый дурак будет вызывать бурю эмоций и гробить Ваши нервные клеточки!) В Вас Екатерина столько энергии, что Вы весь мир похоже готовы были изменить к лучшему! Так Вы это и делаете на своём месте, просто повзрослели и наступил этап переосмысления мира и себя в нём! А это происходит у Вас через кризис.
4. «…успокоительные, но от них снижается скорость мышления и я становлюсь овощем. Очень злым овощем. Агрессия и тревожность никуда не девались. Появились проблемы со сном.» Агрессия от того, что не в силах изменить кого-то или что-то, а тревога от неопределённости ситуации (казнить нельзя помиловать)! Значит, в первом случае меняем отношение к тому, что изменить не в силах. Нужны конкретные примеры и разбор ситуаций. Во втором случае на базе изменившегося отношения, принимаем решение в зависимости от цели.
5. «…недавно, попала в больницу с производственной травмой…. Выписали… испытываю панический страх перед животными….меня встречали ..собственные коты….Я визжала, как будто все страхи мира собрались в прихожей. Это была рефлекторная реакция, которую невозможно контролировать.» В больнице у Вас шла работа со смыслами из-за травмы и «ничего-неделанья». Вы вероятно на бессознательном уровне прочувствовали угрозу не только своей жизни, но и благополучию семье в целом, ведь всё держится на Вас!!! Произошла спонтанная переоценка ценностей! Ваше здоровье на первом месте, что верно! Отсюда такая бурная реакция на котов, ведь затем остались только опасения.
6. «…как возвращаться на работу, если люди раздражают, а животные пугают.» С людьми всё решаемо, написала выше о том, что надо поработать с мировоззрением. Страх перед животными пройдёт и к тому же есть повод изменить не специальность, а подумать о собственном профессиональном росте в организации помощи животным, раз они Вам милы. Ведь сами пишете : «…не могу определиться с новой. Не могу ассоциировать себя ни с одним из своих хобби настолько, чтобы заняться им профессионально.»
7. «Сейчас уже несколько дней нахожусь в состоянии паники - сердцебиение, потеют руки, .не хватает кислорода, плохо сплю. Безрецептурные успокоительные не действуют никак, в транквилизаторах и антидепрессантах, назначенных специалистом, не вижу выхода из ситуации.» Выход из ситуации, Вы обязательно найдёте. Только сначала надо успокоиться. Лекарство, как часть помощи на данном этапе очень даже помогут. Зря отказываетесь. Состояние измениться и в них не будет необходимости. За это время Вы поработаете над тем, что я предложила выше. В принципе Вы уже начали работу со смыслами этим письмом! Тут конечно и мужа не плохо было бы подключить для реорганизации семейного быта, отдыха и финансов. Может быть он тоже подумает о доходности своей деятельности? Но это после. Сейчас главное, Ваше здоровье!
Сами потом будете удивляться тому, как во время Ваш умный организм остановил Вас для изменения жизни к лучшему.
Успеха Вам Екатерина!