Я не знаю, кем хотела бы работать.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Юлия, 27 лет. Живу в городе Димитровграде, Ульяновской области. Простите за глупый вопрос, до сих пор не могу определиться с выбором профессии. Так получилось, что после школы пошла сразу в институт на юридический факультет. Так как с математикой у меня очень плохо и некуда было поступать. Как говорил мой папа, что предлагал идти на повара, но я такого не помню. Как у моей двоюродной сестры, которая сейчас успешна в своей профессии. Мама предлагает выучится на учителя или логопеда, так как они в кабинетах сидят и хорошие деньги зарабатывают. Но учить чужих детей не хочу - слишком много ответственности в садах, школах. И не хочу отвечать за детей. У меня очень плохие мысли, боюсь как бы что с детьми не случилось - за своих очень боюсь, а чужие подавно. Я работала на почте почтальоном, оператором и замначальником. За такую смешную зарплату не хотела там работать и отвечать за других. Ушла потом администратором в кафе, продавцом в зоомагазине. Потом ушла в декрет с 2014-2016. Когда 2 ребенку было 5 месяцев я решилась идти дворником. Там нужно было убираться только утром, так я получала пособие и зарплату. Мало, но хоть что-то было. Мне было очень стыдно. Утром на меня странно смотрели прохожие, даже не хочу описывать. Потом устроилась, все время неофициально, уборщицей в магазин. Всем я нравилась, давали продукты и звали продавцом. Я не соглашалась, мне нужен был свободный график. Потом я устроилась в колл- центр, подрабатывают до сих пор, оплата получше чуть-чуть, но разницы нет. Там стали говорить об увольнении,я решила не рисковать и вернулась обратно почтальоном. Сейчас я и на почте, и в колл-центре. Получаю в общем 15 тыс. Больше мне не удавалось заработать с самых рабочих лет. А, сегодня встретила свою одногруппницу на улице. Разговорились, она не ходила на пары и ничего не делала - пишет сейчас курсовые, дипломные. 200 тыс заработала. Я - 15. И говорит, как я такая была умная сама все делала, училась хорошо( не отличница) и до такого докатилась. Но мне не нравится писать, после обучения у меня нет вообще желания учиться!!! Не хочу учится, я только и делала что все учила, забросила все секции, мало гуляла. А теперь мне не наверстать этого времени!!! Я боялась, что не сдам егэ. Меня в работе устраивает график свободный, так как с детьми сидим мы с мужем по очереди. Иногда, когда смогут и захотят, родители наши могут посидеть. Поэтому я хочу видеть своих детей, мужа. Мне они дороже. У меня выбор или семья, или работа и деньги. Не могу решить, так как деньги тоже нужны. И я не знаю кем хотела бы работать вообще. У меня не было никогда такого, чтобы я знала куда идти, кем работать. Больше наверное стыдно за свою непонятную жизнь. Муж зарабатывает 30 тысяч, но все равно не хватает, хотя всем говорю, что нам хватает. Хотя я сама себя обманываю... И мама упрекает, что у меня возраст пора найти достойную работу, зарплату и статус. Она воспитатель с большим стажем, отец таксист. Надоели все эти упреки, но кем работать очень трудный для меня вопрос. Благодарю за терпение и понимание.
Автор вопроса: Юля Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Добрый день, Юлия!
В вашем письме обращают на себя внимание две фразы: "Но учить чужих детей не хочу - слишком много ответственности в садах, школах. И не хочу отвечать за детей"; и вот эта: "За такую смешную зарплату не хотела там работать и отвечать за других". Вот это "отвечать за других" - что вас пугает в такой ответственности? Высокий статус и хорошая зарплата подразумевают высокий уровень ответственности. Что для вас самое страшное в этом?
Вы как будто поставили себе какой-то потолок: выше - ни-ни. Ваши психологические защиты говорят вам, что вы выбираете семью, поэтому не можете много работать... И в этом есть доля разумного. Но вместе с тем ощущается и страх из вашего письма... Как будто бы страх - состояться... Выбрать какую-то сферу, перечеркнув другие.
Попробуйте представить себя в идеальном состоянии и положении. Неважно, какая у вас профессия. Сколько часов в день вы работаете? Каков ваш средний чек? Вы в кабинете или "в полевых" условиях? Какого рода ваша работа: с людьми, с бумагами и пр.? Как вы хотите себя ощущать при этом?
"У меня не было никогда такого, чтобы я знала куда идти, кем работать. Больше наверное стыдно за свою непонятную жизнь". Стыдно перед кем?
...Не знаю, почему, но мне хочется спрашивать у вас о чувстве вины. Перед кем вы его испытываете? Ощущение, что это ваш "крючок", который заставляет вас жертвовать собой. "Всем я нравилась, давали продукты и звали продавцом. Я не соглашалась, мне нужен был свободный график".
Наши состояния определяют реальность. И не наоборот. Если вы ощущаете стыд и вину, если вам кажется, что вы недостойны, то следствием будет то, что вы ищете малооплачиваемую работу, слушаете упреки родных, отказываетесь от любой перспективы... Именно ДЛЯ ТОГО, чтобы испытать стыд за себя. И подтвердить свою "плохость". Это неосознанно, конечно же.
Поэтому подумайте, какая отправная точка этой вашей "недостойности". Вы боялись не сдать ЕГЭ, вы боитесь за своих детей, вы не рискуете - и возвращаетесь из колл-центра почтальоном - и за этим как будто стоит ощущение, что уволят - именно вас, случится нехорошее - именно с вами... Откуда и когда взялось это состояние?
Из вашего письма ощущение, что кругом очень большие и важные люди, которые самореализовались, зарабатывают, а вам уже 27 и вы так ничего и не добились.
Что для вас самое страшное в том, что вы можете так и остаться не реализованной?
И подумайте, что самое страшное - в том, чтобы быть успешной. Для начала эти страхи нужно увидеть в лицо :)