Потеря клиента друга совпала с падением продаж и привела к депрессии.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня есть семья, я начинающий предприниматель, деятельность связана с производством и реализацией. Один из моих клиентов, тоже человек семейный, которого я знала и до предпринимательства, начал активно предлагать свою дружбу и помощь. Сыпались ежедневные предложения безвозмездной помощи с его стороны, заверения в поддержке, предложения совместных поездок, отдыха семьями, звонки, долгие разговоры с непрерывным зрительным контактом, причем рассказывал много личного, называл меня своим другом, переписка в мессенджерах. Помощь действительно была, но я старалась за все рассчитываться деньгами, разговоры сводить к шуткам. В какой-то момент я действительно поверила в его искренность, делилась планами, проговаривала сложные для меня деловые вопросы. Мне было тогда очень трудно, и это общение меня поддерживало. Я шла для него на некоторые уступки по оплате за товары. Это все длилось больше года. По бизнесу у меня что-то начало получаться, я строила новые планы и видела перспективы. Этот человек отдалился, с его стороны появились непонятные выпады, хотя деловые отношения с уступками с моей стороны сохранились. Я не пыталась выяснять, что не так. В какой-то момент я сказала, что прекращаю непонятную бухгалтерию, все упрощаю и продолжаем работать на общих условиях. Я подробно и максимально мягко объяснила причины такого решения не вдаваясь в эмоции. Его это задело, платежи начал затягивать, мотивируя тем, что он бы рассчитался по-старому, но я ведь так не хочу, а так как хочу я у него нет. Прошло несколько месяцев такой возни, мы разругались (без перехода на личности) у него в офисе при сотрудниках, когда я пришла за расчетом. На второй день я извинилась с объяснениями. Сотрудничество прекратилось, человек включил полный игнор, при встречах меня "не замечал". Демонстрировал свое успешное сотрудничество с новыми поставщиками. Эта ситуация на фоне сезонного падения продаж и появления новых конкурентов, к которым и ушел мой заказчик, привела к затяжной депрессии у меня. Все вдруг потеряло смысл, планы все рухнули, перспективы перестали манить. Откуда-то вдруг взялся страх встретиться с бывшим клиентом, причем при встречах меня натурально трясет. Этому всему скоро три месяца, я до сих пор не могу отпустить ситуацию. Я изо всех сил стараюсь показывать, что у меня все хорошо, создаю себе занятость, записалась и хожу на курсы, загружаю себя физическим трудом, но все время веду диалоги сама с собой, пытаюсь разобрать и понять случившееся. Это все нелогично. Я почему-то уверена, что мне станет легче, если я смогу дать какую-то оценку этому всему, если я пойму, почему так вышло. Спасибо.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Лобова Елена Алексеевна.
Здравствуйте, Ирина!
Для получения оценки давайте разбираться в ситуации.
А что вы уже сделали для того, чтобы разобраться в ситуации?
Тема «кто виноват и что делать», не актуальна.
тема обвинения себя или вашего приятеля – не уместна.
По вашему описанию я сделала выводы, что вы имели дело с обычным манипулятором, который был с вами, пока ему это было выгодно, точнее сказать, пока вы себя вели так как того хотел он, но ведь есть, ещё и невидимая часть ситуации.
возможно, кто-то из вне мог оказать влияние на него.
в любом случае, я всегда спрашиваю у людей, которые обращаются ко мне за помощью с подобными вопросами: подумайте, а кому эта ситуация была выгодна? кто стремился к тому, чтобы на сегодняшний день всё было бы так, а не иначе, кому выгодно то, что вы на данный момент находитесь в подобном состоянии?
А потом я спрашиваю у людей: и что же получается, вы сделали так, как угодно было вашим «доброжелателям», ведь не поверю никогда, что эта ситуация была выгодна именно вам, зато доброжелателей из вне – пруд пруди.
И неужели они добились своего? неужели они победили? неужели вы и дальше будете делать так, как угодно им? то есть вы получается «пешка в их игре»? ведь кому-то ой, как не хочется, чтобы вы стояли на их пути, ведь есть такие люди и вы их знаете лучше меня.
и что теперь будем делать? продолжать кому-то в угоду терзать себя мыслями: «кто виноват и что делать?» или поймём, что данная ситуация просто сложилась, чтобы вы пройдя через неё стали сильнее и мощнее, чтобы в следующий раз не велись на эмоциональную привязанность, формирование которой исходит от умелых действий манипулятора, а чтобы поняли, что в бизнесе дружбы не бывает. Да и дружба ли это была? друг – это тот, кто за нас готов последнее отдать. так вот эта ситуация по сути была полезна и вам и ваша задача вынести из неё самое ценное что есть – это опыт.
не сложилось – «адьёс, не грусти, амиго…»
понять что данная ситуация была выгодна и кому-то из вашего окружения, ведь я убеждена в том, что кому-то сейчас очень хорошо от того, что вам плохо… есть такие люди и не один десяток наберётся, если начать анализировать состав вашего окружения…
а поэтому нужно пересмотреть финал этой ситуации; побыли немного в состоянии сниженного настроения и довольно. конечно если хотите продолжать и дальше жить в угоду своим недоброжелателям, то дерзайте – продолжайте переживать и жалеть себя, кому-то в угоду… если нет…
ваша задача на данный момент признать ситуацию… да… все мы ошибаемся…никому ничего не доказывать и не пытаться показать, что у вас всё хорошо, выдавая желаемое за действительное, не пытаться выяснить у оппонента, что и как - это бессмысленно и приведёт вас, только к новым разочарованиям и страданиям.
а дальше… встала и пошла «походкой от бедра» - гордо и красиво несите себя и свою красоту миру, продолжайте дарить свои идеи и убедите себя в том, что впереди только самые лучшие встречи с самыми лучшими людьми… да и те люди, которые были и с которыми не сложилось – нас очень многому научили, поблагодарим их за это…