Чувство раздражения и отвращения к коллеге.

Вопрос психологу:
Около трёх месяцев назад в коллектив пришел новый человек. По началу всё шло своим чередом, но затем в его поведении стали прослеживаться странности, которые стали раздражать практически всех, и начались конфликты, общая атмосфера стала напряжённой, когда он в офисе. Странности, которые всех раздражают, следующего характера- может долго глазеть на человека, несколько минут его рассматривать с ног до головы, не отводит взгляд даже после прямого вопроса "что смотришь?", не уважает, или не понимает, что существует личное пространство, может наклониться в лицо сидящему человеку, извините, пятой точкой, стоять за спиной и смотреть чем человек занят, не знаком с элементарными правилами поведения (играет в игры на телефоне с громким звуком, топает ногой по полу, бурчит что-то себе под нос на рабочем месте, стучит пальцами по столу, ест на рабочем месте пахнущую еду и тд). Также у него есть трудности с формированием предложений, иногда он не может ответить на элементарный вопрос, что делает невозможным вести с ним полноценные беседы. Соответственно, он так и не смог влиться в коллектив. Но при этом может вставить неуместный, даже оскорбительный комментарий в чужую беседу. Крайне инфантилен, не самостоятелен, считает, что кругом все должны ему что-то, даже в офисе (помочь с работой, дать что-то вкусненькое, старших женщин просит помочь найти ему девушку и тд). По работе почти нет прогресса, он делает простейшие вещи, которые ему показали в самом начале, не анализируя при этом свои действия, если же что-то не может сделать - то просто сидит в интернете весь день, делать за него работу приходится другим. Также у него что-то вроде нервного тика и периодически он начинает трясти головой, что сперва пугало, а затем стало раздражать. На данный момент ситуация такова, что мужчины нашего коллектива его подтрунивают, смеются над ним, иногда прямо в лицо, а с женской частью почти каждый день конфликты, так как в основном нам приходится доделывать за ним работу. Физически он неопрятен, не причесывается, одежда одна и та же каждый день. У меня он начал вызывать чисто физическое отвращение, я не могу даже смотреть на него, после того, как мне приходится работать на его компьютере, я бегу мыть руки. Чтобы он не глазел на меня я подняла монитор компьютера как можно выше, но все равно замечаю как он рассматривает меня и моих коллег-девушек, которые начинают ему уже откровенно грубить и повышать на него голос. Каждое утро я просыпаюсь с мыслью, что кроме обычного рабочего стресса, мне нужно будет терпеть ещё и его и не хочу идти на работу. Умом я понимаю, что он не виноват в том, что его так воспитали, у многих есть подозрения, что у него некоторые особенности развития, так как его поведение и речь иногда не совсем адекватны, но я ничего поделать с собой не могу. Обратиться к начальнику не рискую, боюсь, что это будет выглядеть как проявление дедовщины, начальник в основном не в офисе и не видит того, что происходит каждый день. Также нам неудобно делать этому коллеге (ему к слову около 25 лет), замечания, что некрасиво играть в игры со звуком, когда все работают, некрасиво громко размешивать чай в кружке, некрасиво наклоняться к коллеге пятой точкой, некрасиво есть при всех на рабочем месте, некрасиво не убирать за собой, так как эти правила общеприняты и элементарны, поэтому мы просто терпим и раздражаемся ещё больше. Не знаю, как побороть эти чувства раздражения и отвращения к нему, никогда не испытывала подобных эмоций по отношению к кому-либо, ко всем отношусь ровно, особенно на работе. Более всего меня угнетает, что из-за него я не хочу ходить на работу, и что атмосфера у нас стала далека от той, которая была до него. Помогите, пожалуйста, взять себя в руки.
Автор вопроса: Мария Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Мария!
Я хорошо понимаю ваши переживания. Мы львиную долю времени проводим в рабочем коллективе, поэтому очень хочется элементарного взаимопонимания и эмоционального комфорта на рабочем месте.
У вас в коллективе уже устоялись какие-то негласные правила, которые дают возможность нескольким людям целый день находиться в одном помещении, не раздражая друг друга. И тут приходит новый сотрудник, который эти ваши правила не замечает.
Думаю, что не замечает он ваши правила не из вредности. Вы сами видите, что у него есть определенные неврологические проблемы, из-за которых у него могут быть свои сложности при взаимодействии с людьми. У него недостаточный уровень эмпатии, чтоб он мог предвидеть, какие чувства у вас вызывают те или иные его действия.
Учитывая проблемы нового сотрудника, ваши требования к нему по большей части чрезмерны. Еще немного и вы начнете следить, не слишком ли шумно он дышит. Вы пишете: «…некрасиво громко размешивать чай в кружке, некрасиво наклоняться к коллеге пятой точкой, некрасиво есть при всех на рабочем месте, некрасиво не убирать за собой, так как эти правила общеприняты и элементарны.» Чехов по такому поводу однажды сказал: «Культурный человек не тот, кто не прольет соус на скатерть, а тот, кто не заметит, как это сделает другой».
Умом вы понимаете, что реального повода для жалоб руководству у вас почти нет, но, вопреки рассуждениям, ваше острое чувство раздражения и отвращения реально существует и требует каких-то действий.
Исходя из тех претензий, которые вы предъявляете к новому сотруднику, можно сказать, что ваш коллектив очень подвержен конформизму. Конформизм – это умение подчинить свои интересы интересам большинства. Без конформизма в коллективе не обойтись. Но все хорошо в меру. Если вы слишком подавляете свои индивидуальные потребности в угоду коллективу, то у вас на бессознательном уровне накапливается раздражение.
В итоге достаточно появиться человеку с большей степенью личной свободы, чтоб ваше раздражение вырвалось наружу. Вы умом понимаете, что он скорее заслуживает сочувствия, но раздражению очень нужен козел отпущения.
Поведение ваших мужчин говорит о том, что они не альфа-самцы. У них не хватает смелости конкурировать друг с другом, поэтому они самоутверждаются за счет слабого.
Чтоб уменьшить ваше раздражение в сложившейся ситуации, вам нужно сдвинуть собственные убеждения в сторону индивидуализма. Дайте себе больше свободы. Например, позвольте себе не делать работу за нового сотрудника. Помогайте советом. Старайтесь себя меньше ущемлять в интересах коллектива.
Помните, что человек удобный для других, неудобен для себя со всеми вытекающими последствиями.
Я желаю вам смелости и настойчивости!