Зависть со стороны коллеги.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Обращаюсь к Вам со своей проблемой. Почти год работаю на новом месте работы по своей специальности. На работе есть коллега на 9 лет старше меня. Женщина очень своеобразная: нарцисс, чопорная, очень любит привлекать к себе внимание и говорить только о себе, украшая подробности. Заметила, что она скупая и мелочная. В целом, мне это не мешало, она мне не подруга, и виделись мы только на работе. Ко мне она относилась довольно-таки хорошо. Но недавно несколько коллег предупредили меня, что держаться от нее надо подальше, и что с её стороны ко мне ужасная черная зависть: за глаза она унижает мои профессиональные качества, говоря, что я профнепригодна и очень слабая. Хотя это абсолютно неправда! В своей сфере я всегда была лучшей. И на работе все прекрасно знают, что специалист я сильный: руководство и другие коллеги всегда довольны моей работой. А вот её работой недовольны все. Но я хочу подчеркнуть, что я никогда не задирала нос и никогда не говорила, что она хуже меня. Было несколько моментов, когда она просила помочь по работе, и я помогала. А когда просьбы участились и требования повысились до «сделай за меня», я вежливо отказывала. Ведь она правда считала, что именно я буду делать всю её работу.
Я боюсь конфликтов с коллегой, ведь она знает очень много людей, и пустить грязный слух обо мне ей ничего не стоит, а город маленький. В глаза она добренькая, а за глаза, как оказалось, поливает грязью. Держу её на расстоянии, но так и не знаю, как мне себя вести. Благодарю за Ваш ответ.
Автор вопроса: Елена Возраст: 48

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Елена!
Это, конечно, неприятно, когда в вашем окружении появляется человек, которому вы не доверяете и к которому испытываете антипатии. Но у Вас за плечами есть жизненный опыт, который, наверняка, Вам подсказывает, что эта проблема извечная - идеальных коллективов не бывает, как и идеальных людей. Это выражается в народной поговорке: "в каждом стаде найдётся прошивая овца". От этого никуда не денешься. А поэтому, раз внешние обстоятельства мы не всегда можем изменить, нужно принять их такими какие они есть и решить эту проблему на внутреннем уровне.
Начнём с Вашего отношения к этой ситуации. На мой взгляд, ключевым моментом здесь является Ваш страх конфликтов: - "Я боюсь конфликтов с коллегой, ведь она знает очень много людей ...". Это вполне понятно - наверное не много найдётся людей, которым конфликты нравились бы. Но здесь важно постараться понять на чем именно основан Ваш страх? В чем заключается суть конфликта? В основе любого конфликта всегда лежит противоречие интересов. И именно в этой конфликтной ситуации "правда" на стороне Ваших интересов. Значит с этой точки зрения Вас никто не сможет упрекнуть.
Тогда рассмотрим другую сторону. Вас именно беспокоит чужое мнение о Вас. Дескать - "что люди подумают?". Но ведь если Вы в этой ситуации правы, то Вам не зачем беспокоиться о своей репутации. Вы узнали от своих коллег, что источник Вашего беспокойства любит грешить сплетнями. Так это, опять же, не Ваш грех, не Ваша проблема. Когда человек чист перед своей совестью, то грязь к нему не пристанет - сколько бы её не лили, она, в конце концов, отстанет как шелуха. Тут, скорее всего, проблема Ваша внутренняя. Вы, судя по всему, человек мнительный, поэтому склонны к "самокопанию". Такой человек, как бы, все время пытается найти оправдание тому, что о нем говорят. Отсюда можно сделать вывод, что Вы человек несколько не уверенный в себе. От чего это может быть?
Существует понятие - "личностная граница", которая отделяет внутренний мир человека от внешнего. И когда человек не может провести отчётливой грани между тем, где кончается его внутренний мир и начинается внешний, у него нередко возникает беспокойство - "боязнь общественного мнения". Поэтому Вам нужно осознать, что эти страхи необоснованны, "фантомны" - ну, это все равно, что бояться призраков.
Теперь немного о Вашей коллеге. Судя по Вашему описанию ее поведения и личных качеств, человек может вести себя так по многим причинам. Но чаще всего - это признак одиночества.
Теперь непосредственно к Вашему вопросу. Вы спрашиваете как Вам себя вести в этой ситуации? Ведите себя естественно, будьте самой собой. Для этого больше доверяйте себе, своим глазам, своим ушам. И меньше слушайте то, что говорят Вам Ваши коллеги об этом человеке. Так Вы сможете более адекватно оценивать ситуацию и держать ее под контролем. Не "накручивайте" себя. Принимайте решение не до того, как что-то произойдёт, а после уже свершившегося факта. Такой подход позволит Вам: во первых - сберечь свои нервы от напрасных волнений; во вторых - это позволит Вам сохранить своё доброе лицо, в случае, если Ваше мнение, подогретое домыслами других людей об интересующем человеке, окажется ошибочным.
Желаю Вам гармоничных отношений в коллективе.