Неуверенность в себе. Работы много, сроки короткие, заказчик тяжелый в общении.

Вопрос психологу:
Добрый день. В последнее время мучает жуткая неуверенность в себе. Начался новый проект примерно 4 месяца назад.. заказчик из другой страны, тяжёлый в общении.. работы много, сроки короткие.. есть недоработки, частично из за отсутствия информации, частично из за нехватки времени.. но заказчика это мало интересует.. и начался мандраж, практически психоз.. частично работа сделана, но есть недочёты. Умом понимаю, что в такие сроки идеально сделать довольно тяжело, но чувствую свою вину что как мне кажется не приложила ещё больше усилий, не раскопала больше информации, не досконально изучила вопросы.. я очень тяжело воспринимаю критику, я теряюсь при явной агрессии, начинаю нервничать и путаться.. страшно, что могу подвести команду (хотя и остальных такая же ситуация), страшно что заказчик не подпишет документы даже с замечаниями для устранения, страшно от реакции их на недоработки.. уволить не уволят, снять с проекта скорее не снимут, но какой то стыд перед коллегами, руководством.. вроде и опыт большой, но с заказчиками из своей страны) а на иностранном я в первый раз. Варианты "а что будет если" уже продумывала, даже увольнение... и подушка безопасности есть, и жилье, и сын взрослый и работает, и работу думаю найти смогу и быстро, даже у бывших заказчиков.. но не хотелось бы. Мне нравится мой коллектив, мне нравится моя работа, но я не могу избавиться от чувства тревожности, какой то паники.. сейчас неделя тестирования функционала, но много чего может всплыть того, о чем просто не подумали или забыли.. как настроиться на позитивное восприятие даже при негативном поведении и "наездах" заказчика? Как уверенно отстаивать свою позицию? Как не изводить себя мыслями, что может не получится?
Автор вопроса: Nat Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Nat.
В сложившейся ситуации, появление тревожности и неуверенности вполне понятны.. Ниже приведу для Вас экспресс-практики, выполняя которые, Вы научитесь снижать уровень стресса, испытывать уверенность, и как следствие, спокойнее и позитивнее воспринимать обстоятельства.
1. Каждый день записывайте то, ЧТО УСПЕЛИ сделать, что получилось хорошо и даже отлично. Это не только повысит настроение, самооценку и уверенность, но и не даст обесценить свой труд ни Вам, ни другим, - ведь все отмечено ;)
2. Научитесь замечать момент появления тревоги/паники. "Включите" глубокое дыхание: вдох на 5 счетов - задержали дыхание на 5 - выдох на 10 счетов. Всего минута-две такого дыхания и Вы заметно снизите стресс и повысите свою эффективность.
3. Работаем с "позой победителя". Примите позу человека, который УЖЕ отлично справился с важным заданием, получил желаемый результат и естественно выражает свою радость. Вспомните спортсмена или музыканта- победителя. Постойте в этом положении хотя бы минуту. Пока стоите, сознательно давайте себе инструкции, например, из Вашего письма: "я люблю свою работу, у меня большой опыт, ПОЭТОМУ Я СМОГУ: найти решение/ спланировать свою работу так, чтобы успеть все сделать, что РЕАЛЬНО успеть". Подберите для себя поддерживающие, мотивирующие мысли. Сделайте эту практику привычкой и используйте как можно чаще.
4. Собственные негативные прогнозы (как оценят работу, как отреагирует заказчик), также вызывают неуверенность и тревогу. Поэтому запишите все, что как Вам кажется, может произойти. Оцените вероятность наступления события от 1-10. Начните с события с высоким баллом. Напишите ВСЕ возможные варианты РЕШЕНИЯ. Мысленно подбирайте к ситуации то, что подойдет лучше всего. Остановитесь на эффективном решении. "Просмотрите возможный сценарий" столько раз, сколько посчитаете нужным. В итоге, ЕСЛИ наступит то, чего Вы РАНЬШЕ боялись, Вы будете готовы это решить/пережить, так как ситуация знакома и эффективное решение УЖЕ найдено. В таком случае, Ваша уверенность будет также расти.
Все это пригодится Вам и в общении с тяжелым заказчиком. Практикуя предложенные упражнения, Вы станете более устойчивой психологически, спокойнее, увереннее. Согласитесь, что критику и агрессию, как бы мы ни хотели, полностью исключить из нашей реальной жизни, не удастся. Поэтому стоит научиться на это реагировать с наименьшими потерями для себя. Как?
Настройтесь воспринимать критику не как наезд в свой адрес, а как обратную связь по работе. Если замечания справедливы, согласитесь и озвучьте реальные сроки для устранения недочетов. Если несправедливы, спокойно возразите: "при всем уважении к вам, я не согласна.." (это легче сказать, если Вы понимаете свою ценность как специалиста). Скажите заказчику/руководству, что конкретно было сделано и в какие сроки. А также то, что качественная работа, обычно занимает больше времени и сил. Спешка часто увеличивает вероятность ошибок или недоделок. Человеческий фактор.. Поэтому давайте определимся, что важнее сроки или качество? Попросите прямо дополнительное время для подобных работ. Заверьте, что со своей стороны, Вы делаете все возможное. Подумайте что еще стоит сказать.
Будьте готовы, что манера общения заказчика, может изменится не сразу или вообще не изменится.. Иногда люди критикуют или грубо обращаются с другими от того, что по-другому, они просто не научены. Или хронически недовольны собой, своими достижениями а может, жизнью вообще. Но это уже их история и остается только посочувствовать.. Nat, цените себя и свой труд. Используйте обратную связь как "фонарик", который подсвечивает то, над чем стоит поработать, не более того.
Берегите себя и успехов Вам!
Если будут вопросы или желание обсудить глубинные составляющие уверенности, пишите: [email protected]
С уважением, Наталия Гришугина