Неуравновешенная коллега. Я не могу преодолеть свой страх.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Перехожу на новую работу, ничего общего со старой работой нет вообще. Все с нуля как говорится. Там в коллективе всего 2 человека, начальство по телефону. Одна уходит в декрет, с другой остаюсь я. По просьбе свекрови меня туда запихнули, можно так сказать. Так вот, я хожу учиться и к одной и ко второй. По выходным я ухожу на весь день, в будние дни после основной работы. Со взрослой женщиной, которая подруга свекрови, очень такие странные происходят моменты. Может хвалить меня весь день не переставая, то звонит свекрови опять же и жалуется, что я пропустила день. Когда я пришла на след.день она просто начала орать на меня. Говорит, что я ничего не соображаю и т.д. на след.день когда шли домой, опять хвалила, какая я молодец, как я все быстро схватываю. Работать мне предстоит конкретно с ней, и знаете, меня очень пугает мое будущее, прям колотит и хочется волком выть от страха от этих криков. Объясняю ей, что я еще не уволена и хожу на основную работу, она меня как будто не слышит, я чуть ли не обязана ходить с ней с утра и до ночи. Она знает прекрасно, что дома меня ждёт сын 6 лет, говорит, что ничего страшного, главное научиться. Я понимаю её, она рекомендовала меня на это место и переживает что я не справлюсь, но все же, я ведь не ребенок и понимаю всю ответственность. Помогите пожалуйста, как мне преодолеть этот страх. Страх не по работе больше, а конкретно с этой женщиной. Она и так по жизни очень трудный человек, со всеми ругается, оскорбляет, кричит. Но я так хочу работать именно там.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Желобовская Илона Анатольевна.
Ольга, добрый день!
Рада за Вас, что Вы нашли для себя интересное место работы (такой вывод я сделала с Ваших слов - "я так хочу работать именно там") и что не боитесь перемен ("Перехожу на новую работу, ничего общего со старой работой нет вообще. Все с нуля как говорится")
Ситуация трудная, конечно, исходя из текста, есть в ней нагрузка для Вас, конечно. И старая работа и освоение новой, сын, и ещё сам конфликт. Сложно. Давайте попробуем разобраться и хоть как-то облегчить её в данном формате.
Буду следовать по тексту и делать акцент на что сразу упало моё внимание и то, что я слышу, читая Ваши строки.
Первое, что порезало мне слух - это слово " меня туда запихнули". Хотелось бы понять, что за этим словом для Вас стоит. Сознательно ли Вы его выбрали или неосознанно - "случайно"? Мне оно оттеняет напряжением, впечатление, что "поместить" Вас туда для кого-то было большим трудом, вроде как знаете туда не втиснуться, а Вас "впихнули" и возможно от Вас ждут каких-то особых благодарностей (ну то есть, что бы Вы осознавали, что было сложно, но кто-то сильно для Вас постарался и Вы за это должны быть благодарны). То ли это про то, что Вы, Ольга, сами до конца не считаете, что Вы "достойны" этого места, а Вы уже там и это Вас беспокоит, либо это слово про некоторое насилие (хотя Вы и пишите, что хотите там работать) но само слово "запихнули", если абстрагироваться, то отдаёт даже насилием - "запихивают в мешок, в чулан..." ... Я, конечно, фантазирую, так как у меня нет возможности у Вас уточнить, поэтому предлагаю варианты, которые идут у меня изнутри, когда я эту фразу читаю, но что-то за этим словом напряженное есть. Поэтому и обращаю на это, использованное Вами слово, Ваше внимание, что бы Вы сам для себя ответили, почему оно именно такое и почему именно его Вы использовали. Там могут быть нужные подсказки и ответы к происходящей с Вами ситуации.
Далее. Тут мне важно уточнить, всё ли я верно поняла из Вашего текста далее (потому что в какой-то момент чуть запуталась), и чтобы Вы видели на какое понимание я опираюсь и что оно соответствует тому, что Вы пишите. В общем, хочу удостовериться, что я верно поняла Ваш текст. Я так поняла, что далее Вы пишите всё время про это женщину с новой работы. И это она Вас и порекомендовала на это место, на ту работу, на которой она сама же и работает и Вы будете вместе с ней работать, когда вторая женщина уйдёт в декрет. А порекомендовала Вас на это место эта взрослая женщина, которая кричит, по просьбе свекрови, с которой они подруги.
И получается теперь, что вы чувствуете свою ответственность и перед свекровью и перед этой женщиной и перед всей работой в целом. И очень боитесь не оправдать ожидания всего этого "коллектива".
Ольга, читая Ваш текст, после этих слов: "Когда я пришла на след.день она просто начала орать на меня." у меня возник к Вам простой вопрос: "Почему этой женщине позволено на Вас кричать? Почему Вы ей это разрешили и почему разрешаете ей это в принципе в отношении Вас?"
Это вопрос не риторический, он требует ответа, и этот ответ важно понять Вам самой. Для этого возьмите, пожалуйста, ручку и письменно ответьте на этот вопрос. Пишите ответы до тех пор пока Вам самой не будет понятен чёткий ответ. Ищите эту формулировку для своего ответа: "Почему Вы позволяете ей кричать на себя?"
На работе мы продаём свои функции, которых от нас требует занимаемое нами место, определённое количество часов (оговоренное и прописанное) и получаем за это установленную сумму. Свою душу и себя самого мы никому не продаем. Важно научиться эти вещи разделять и видеть разницу.
И в любом месте и в любом общении есть такие критерии (их для себя важно выстроить и знать их про себя и в общении с людьми руководствоваться этими своими критериями и сообщать окружающим нас людям эти вещи про себя):
- что я могу сделать, что в моих силах, а что я сделать не могу
- что я буду делать, а что нет, то есть на что я согласна, а на что нет
- как со мной можно обходиться и обращаться, а как нельзя
Это и есть границы. (выстраивание личных границ - это как одно из направлений работы для Вас)
Знаете я когда-то для себя открыла важный критерий, что не только меня "тестируют и проверяют" на предмет подхожу я на это место работы или нет, но и я рассматриваю работу точно так же пристально, подходит ли мне это место, люди, которые там работают, правила, которые там установлены, соответствует ли она моим критериям.
Самое простое, что можно было сделать в ситуации, когда женщина, о которой мы говорим проявила себя так: " она просто начала орать на меня " - это сказать примерно следующее "Я понимаю, что Вы волнуетесь за процесс, и хотите, чтобы всё было хорошо, но мне не нравится, когда на меня кричат, поэтому я могу продолжить наш трудовой процесс, когда вы успокоитесь".
Понимаю, Ольга, что у Вас есть какая-то "поломка" в этой части, поэтому эта ситуация и происходит, если бы этой "поломки" не было, то Вам было бы относительно легко не позволить кричать на Вас. Текст, который я предложила, исходил бы из Ваших личных границ, из уважения к себе, из любви к себе!
Поэтому Важно понять, что это за "поломка" и устранить её, и наработать навык нового взаимодействия, где Вам легко будет сообщать любому человеку, что Вам нравится, а что нет в общении.
Тут важно, конечно, найти, что у Вас связано с криками, возможно, кто-то в семье на Вас кричал и запрещал выражать по этому поводу свои чувства, либо какая-то ситуация, где закрепилось, что, безопаснее молчать, пока на тебя вываливают агрессию. (это как одно из направлений работы для Вас)
Что касается самого страха и того, что можно сделать в рамках данного общения, переходим к следующему упражнению ИДЁМ В СТРАХ и пишем на листочке( писать обязательно).
Задаём себе вопрос :
- Что страшного произойдёт, если я её остановлю и запрещу ей кричать на меня, если скажу ей этот текст (который я Вам написала или свой в таком духе)?
Далее пишем ответ, который у Вас есть.
После этого ответа ставим к нему вопрос (к нашему ответу):
- И что страшного произойдёт?
Снова пишем ответ, который у Вас есть
Снова к нашему ответу задаём вопрос:
- И что страшного произойдёт?
Отвечаем так до тех пор, пока у нас не кончатся ответы.
Так мы докапываемся до глубины до которой возможно, получаем какой-то понятный нам ответ.
Тут скорее всего есть страх "быть плохой", "не благодарной", "не разочаровать и эту женщину и свекровь" Мне кажется это сильно занимает Ваши мысли и забирает энергию. И вместо того, что бы нужную Вам сейчас энергию направить на освоение новой работы Вы тяготитесь излишним соответствием занимаемого места, чувством благодарности и женщине и свекрови. Много на себя нагрузили в общем.
Далее, что мне стало интересно, какие у Вас отношения с свекровью, впечатление некоторое, что отношения не совсем простые, в том планет, что не всё в них простроено и есть нерешённые вопросы между Вами, хотя я могу и ошибаться.
И вопросы к Вам по поводу самого устройства Вашей, Ольга, семьи, всё ли там понятно и всё ли выстроено.
Ни слова не услышала о Вашем муже, он никак тут не представлен, я обратила на это своё внимание, сын есть, свекровь есть, даже как одна из главных участников, значит и муж предполагается. Но он не упомянут. Не знаю про что это может быть, но внимание моё зацепил этот факт.
Ольга, все моменты, что я тут упомянула, по моему мнению связаны с Вашей ситуацией и между собой
И ещё у меня вопрос для размышления для Вас, точно ли вы хотите там работать и что там такого особенного, что именно в этом месте, вопрос у меня возник после этих слов Ваших "... и знаете, меня очень пугает мое будущее, прям колотит и хочется волком выть от страха от этих криков."
Ольга, надеюсь после этого текста и письменных заданий, Вы найдёте какое-то облегчение и большую ясность в Вашей ситуации, а может быть и направление её решения!
Желаю Вам этого!
С уважением Илона Желобовская!