Как быть, если учишься на специальности, которая тебе не нравится?

Вопрос психологу:
Я учусь на программиста, третий курс. Специальность была выбрана по принципу "надо же куда-то поступать", а здесь были бюджетные места, так как у меня нет возможности обучаться на коммерческой основе, это было важным фактором. На момент сдачи экзаменов я не знала, кем хочу стать, как, в общем, не знаю и сейчас. Мне интересна психология, но опять же, я не уверенна, что это именно моё.
В начале обучения я думала, что постепенно втянусь, но с каждом курсом приходило понимание, что это не моё. Сейчас это просто достигло пика, и я не знаю, что мне делать. Совсем пропала мотивация, с отвращением думаю о походе в университет, не могу себя заставить что-то делать. Предметы вызывают только скуку, возросла нагрузка по учёбе и я уже не справляюсь, просто опускаются руки. Стала раздражительной и пассивной, часто плачу, долго не могу заснуть. Появились долги по учёбе, хотя в начале всё было хорошо и у меня даже неплохо получалось. Понимаю, что точно не хочу работать по профессии, не хочу иметь к этому никакого отношения, это всё мне претит. С завистью смотрю на одногруппников, которые "горят" программированием, уже работают и хотят развиваться в этой сфере. Тоже хочу так чем-то "гореть", но не знаю, чем, как найти своё дело.
Пробовала обсуждать этот вопрос с мамой, но она говорит только одно - "закончишь как-нибудь, ещё немного осталось". Ей важен сам факт наличия у меня высшего образования, не имеет значение, в какой сфере. Долгое время я тоже думала, что закончу как-нибудь, но сейчас это всё просто допекло. Понимаю, что зря теряю время, что из-за того, что ошиблась когда-то с выбором, теперь страдаю. Не могу найти в себе силы мучиться дальше и заканчивать ненавистную специальность, не могу найти в себе силы отчислиться и начать искать себя. Думала о том, чтобы достать необходимые предметы и поступить на психолога на заочное отделение, параллельно начать работать, чтобы оплачивать образование. Но мне страшно, что если это решение тоже неверное? Понимаю, что ответственность за свою жизнь лежит только на мне, что я сама должна решить этот вопрос, но сейчас у меня просто нет сил на это. Полнейшая апатия, нет сил и желания что-то делать. Боюсь всё провалить.
Автор вопроса: Рита Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Кристина.
Рита, добрый день!
Часто так бывает, что специальность выбираешь не исходя из своего желания, а по иным причинам: не знаешь, на кого пойти учиться, важно поступить на бюджет, настаивают родители. Это совершенно нормально, что пока Вам не понятно, в какой сфере Вы хотели бы развиваться. Иногда мы можем понять это, только постоянно пробуя себя в чём-то и оценивая, нравится нам это или нет. Бывает такое, что какая-то деятельность кажется очень интересной, а на практике понимаешь - скучно. И наоборот.
Мне жаль, что Вы столкнулись с тем, что обучение не приносит Вам удовлетворённости и радости. Тяжело делать что-то, что не нравится, ненавистно, в чём не видишь для себя смысла. Но выбранная Вами специальность не определяет Ваше будущее. Зачастую многие специалисты работают не по профессии, проходят переобучение на другую специальность - профессиональную переподготовку. Всегда есть возможность поменять сферу деятельности. Уже сейчас, понимая, что Вам это не нравится, у Вас есть выбор: доучиться до конца и думать, в каком направлении развиваться дальше или же забрать документы и поступить на другой факультет. Есть ещё вариант, когда люди заканчивают образование по одному направлению, а потом поступают в магистратуру на другое. Кто-то берёт академический отпуск от учёбы на год, чтобы подумать. Но мне кажется, основная проблема - не в том, что Вы учитесь на факультете, который Вам не нравится, а в том, что Вы не понимаете, что Вам нравится.
Также Вы пишете о том, что возможно, Вам близка психология. Можно для начала попробовать посетить какую-то конференцию, записаться на подготовительные курсы для поступающих, если есть такая возможность. Самое доступное - посмотреть разные видеолекции с психологических факультетов (многое доступно онлайн), почитать книги, чтобы понять, отзывается ли оно Вам или нет. Внутри психологии тоже очень много направлений, в которых можно специализироваться.
На данный момент у Вас нет сил, Вы истощены и у Вас в принципе нет ресурсов на то, чтобы всё взвесить и принять необходимое решение. Здорово, если есть возможность взять отдых (каникулы) и в это время заняться собой. Можете посмотреть, какие в принципе бывают профессии, пройти тестирование по профориентации.
Чтобы хотя бы приблизиться к пониманию, куда двигаться дальше, постарайтесь ответить себе на вопросы:
1) что у меня больше всего получается
2) какие хобби/интересы у меня есть
3) о чём мне нравится разговаривать с другими, какие темы обсуждать
4) если бы меня спросили про то, какая работа идеальна - что бы я ответила
5) чем я "горю", что я могла бы делать каждый день, если бы даже мне не платили за это деньги
Ещё хотелось бы сказать, что Ваше текущее образование - это тоже опыт. Вы можете относиться к этому как к ошибке, но можно относиться к этому как к возможности. В данном случае этот опыт тоже имеет для Вас ценность как минимум в том, что Вы поняли, что это не то, что Вам нужно. Именно этот и приводит к вопросу: "А чего бы мне хотелось на самом деле?".
Если Вы будете искать - точно найдёте для себя что-то новое и интересное.